успешный успех

Успешный успех или Как подбирать эпитеты не надо?

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Доброе (это – хороший эпитет) утро! С Вами Ирина Иваськив. Друзья, думаю, все Вы заметили, как оскудело современное общение до уровня «спс» и «пжл». Самыми лучшими эпитетами стали смайлики. Может, от скудости этой так часто резонируют сегодня неудачные эпитеты. Как новомодное «успешный успех». Как по мне, то лучше «спс», чем такой эпитет. В этой статье поговорим о том, как подбирать эпитеты не надо.

Зачем нужны эпитеты?

На минуту представить, что все общаются между собой как роботы: да, нет, не знаю… Бррр! Разные комбинации с нулями и единицами, только по делу, только голые факты и чтобы никаких эмоций…

Каждый день мы обмениваемся разными сообщениями: Что кушали на ужин? Что за сериал сейчас идёт по ТВ? Как твои родители себя чувствуют? Ответить, что кушали борщ, – значит, просто передать информационный факт. А добавить к ответу эпитеты (кушали мамин борщ, просто чудо кулинарии) – значит, привнести в сообщение дополнительный смысл и эмоциональную окраску.

Сериал банальный, но весёленький, каламбур для отдыха… Родители бодрые, держатся… Каждое такое сообщение может вызвать множество эмоций. За таким сообщением может стоять целая история, которая просочится через эпитеты. Одно слово – и Вы почувствуете столько нюансов. Такие слова и называются эпитетами.

успешный успех

Откуда взялся «успешный успех»?

Люди ко всему привыкают. И к хорошим примерам, и к плохим. Возможно, плохие примеры медленнее в привычку входят. Но зато намертво. )))

Люди привыкают не только к плохим обстоятельствам, плохой власти, плохой погоде, плохому быту, но и к плохим выражениям, которыми пестрят все СМИ и медиа. Частое употребление неправильного выражения как бы насильно впихивает его в наш разум, принуждая наш разум реагировать на неправильное выражение всё меньше и меньше. Через некоторое время разум смиряется полностью и уже не воспринимает выражение как неправильное, окончательно отказавшись вдумываться в его суть. Вот так прилипнет к слову какой-нибудь неудачный эпитет, и вояжируют потом от одного к другому эти странные нелепые тавтологические выражения.

успешный успех

Успешный успех и его «родственники»

Живые цветы… То там, то здесь прочитаете или услышите что-то типа: «К обелиску были возложены букеты живых цветов», «Молодожёны сделали целую фото сессию с живыми цветами в руках».

К чему в этих предложениях эпитет «живые»? Разве к обелиску додумаются положить бумажные цветы или молодожёны будут фотографироваться с букетами пластмассовых розочек? )))

Просто выражаться так вошло в привычку. И к «высоким идеалам» привыкли, и к «истинному искусству». Идеалы не могут быть низкими, иначе это уже не идеалы. Искусство не может быть не истинным, иначе это уже не искусство.

А выражение «талантливый поэт»… То в одной, то в другой биографии прочитаешь: талантливый поэт. Но поэт не может быть не талантливым, иначе он не поэт. А «смелый полководец»… Полководец не может быть трусливым, иначе не стоит тогда называть его полководцем.

Витают среди нас эти тавтологические выражения и вольготно себя чувствуют: старый старик, добрый добряк, умный отличник, круглое солнце, белоснежный снег, прейскурант цен, петь песни, цветы цветут, полёт в небе, облака в небесах, первый дебют, первая премьера, памятный сувенир, докончить до конца, рассказывать рассказы, открывать открытия, опускаться вниз, подниматься вверх, думать головой, смотреть глазами, слушать ушами, моргнуть веками… Любимое и родное масло масленое. Из разряда “делать дело”, “работать работу”, “жить жизнь”… Ах, да, и “успешный успех”! )))

успешный успех

Глазу свойственно быть зрячим

Конечно, употребить выражение типа «успешный успех» – это не конец света. ))) Есть в речи ошибки и посущественнее. Но мелкие ошибки, складываясь и накапливаясь, формируют большие. А если учесть «живучесть» таких ошибок, тогда тем более следить нужно за тем, чтобы их поменьше было.

Валерий Брюсов, объясняя суть эпитетов, вдохновлял начинающих литераторов подбирать их обдуманно, воздерживаясь от тех, которые сами собой разумеются.

Не говорите в стихах «зрячий глаз», – учил Брюсов, – ибо глазу свойственно быть зрячим.

Заключение

Такие тавтологические выражения как «успешный успех» насыщают сегодня нашу речь. От того и родились понятия: «водность текста», «процент воды в тексте», «вода в тексте». Большая ответственность лежит на тех, кто пишет: поэты, писатели, журналисты, копирайтеры, сценаристы, дикторы, ведущие передач, блоггеры, лекторы, спикеры, учителя… Они формируют культурное пространство вокруг нас. Пожелаем им «внедрять» в нашу речь только хорошие примеры, а нам – брать на вооружение эти хорошие примеры, а плохие… Сами знаете… )))

© Ирина Иваськив

Хотите зарабатывать написанием текстов? В Школе Копирайтинга Вы можете освоить профессию копирайтера, SEO-копирайтера, контент-менеджера.

кнопка

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

1 × four =