Как учить стихи из Библии быстро и легко. Конспект занятия для подростков по Римлянам 12
Оглавление
Время от времени на занятиях в Воскресных школах учителя заучивают с детьми библейские стихи. Эта часть занятия превращается в увлекательный процесс запоминания с использованием игровых приёмов, объяснений и наглядностей. У каждого учителя за время работы с детьми собралась собственная коллекция техник и способов, как учить стихи наизусть. Но заучивание стихов из Библии имеет свои особенности. Ведь в них нет рифмы, которая облегчает запоминание. Они напоминают больше прозу. А как учить прозу с детьми (насыщенную библейскими понятиями, символами и метафорами), не всегда понятно. А если задача состоит в том, чтобы выучить не отдельный библейский стих, а большой библейский отрывок, псалом или целую главу? Даже опытные учителя сознаются, что это сложно. И потому… не включают в занятия заучивание больших отрывков. В этой статье делюсь своим конспектом библейского занятия для подростков, где ребята заучивали большой отрывок из Римлянам 12, и методическими рекомендациями, как учить стихи.
Как учить стихи
Методические рекомендации: заранее поставьте стулья в круг и подготовьте рабочее поле рядом со стулом преподавателя (это может быть переносная переворачивающаяся доска с регулируемой длиной ножек или двухсторонний маркерный флипчарт).
Просматривая аккаунты в социальных сетях, ты наверняка обращал внимание на фразу, которой часто люди обозначают свой семейный статус – в отношениях. То есть люди ещё не муж и жена. И даже ещё не жених и невеста. Но они симпатизируют друг другу. И, возможно, уже начали встречаться. У них завязались отношения. А как ты понимаешь слово «отношения»? Что это, по-твоему?
Методические рекомендации: напишите на доске фразу «Отношения – это» (или прикрепите готовую распечатанную фразу магнитиком). Выслушайте несколько ответов. При необходимости задавайте наводящие вопросы. Сформулируйте коллективный ответ в виде одного понятного лаконичного продолжения:
Подчеркните в ответе слова «люди» и «людям». Сделайте акцент на том, что под словом «люди» будем подразумевать всех людей: и тех, кто младше нас, и тех, кто старше нас, и ровесников, и родителей, и всех других людей.
Предложение-связка: в Библии много сказано об отношениях между людьми. И сегодня мы поразмышляем с тобой о разных гранях этих отношений на примере 12-й главы Послания Римлянам.
Чтение отрывка
Найди в своей Библии эту главу (напишите на доске «Римлянам 12»). Прочитай эту главу про себя, и потом мы обсудим её все вместе.
Методические рекомендации (как учить стихи): заранее распечатайте текст 12-й главы на листках формата А4. Расположите текст на двух страницах – так, чтобы он занимал всё пространство каждой страницы. На 1-й странице рекомендую разместить первые 13 стихов (остальные – на странице 2), чтобы не разрывать стихи по смыслу. Шрифт должен быть достаточно крупным и хорошо читаемым. Выделите номер каждого стиха. Не добавляйте никаких рамочек, уголков, изображений, чтобы ничего не отвлекало от работы с текстом. После того, как дети прочитают главу из своих Библий, раздайте каждому по одному листку. Приготовьте коробку с ручками, карандашами и фломастерами для работы с рабочими листами.
Смотри, я выписала текст 12-й главы Римлянам на отдельный рабочий лист. И дальше мы будем размышлять над библейским отрывком, делая пометки на этих листах. Давай ещё раз прочитаем эту главу с рабочего листа. Но читать будем уже вслух – по одному стиху по кругу, начиная с … (имя ребёнка).

Методические рекомендации: для хорошего запоминания длинных прозаических отрывков текст желательно прочитать:
- целиком, чтобы уловить последовательность и логику стихов
- про себя (для тех, кто запоминает информацию «на глаз»)
- вслух (для тех, кто воспринимает информацию «на слух»)
- несколько раз, не спеша, внимательно, вдумчиво, вникая в суть
На этом этапе урока все 4 пункта уже будут выполнены. Дальше можно приступать к объяснению сути отрывка. Делать это лучше поэтапно – по одному стиху.

Объяснение Римлянам 12:1
Посмотри на 1-й стих. Этот стих можно разделить на 3 кусочка:
Первый кусочек (Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим) как бы связывает нас с предыдущими главами. В предыдущих главах (с 1-й по 11-ю) написано о разных проявлениях Божьего милосердия. Сверху над фразой «милосердием Божиим» напиши цифры «1-11». Это будет тебе напоминанием, о чём написано в предыдущих главах – о милосердии Божьем. При помощи этого первого кусочка апостол Павел сообщает о том, что хочет подытожить то, что сказал раньше. Сделать определённый вывод.
Этот вывод записан дальше – во втором кусочке: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу. Подчеркни в своём рабочем листе фразу «тела ваши». Как ты понимаешь эту фразу? … (выслушайте мнение нескольких детей). Всего себя или всю свою жизнь. Сверху над фразой «тела ваши» напиши значение «всего себя». Предоставь всего себя в распоряжение Бога.
Во втором кусочке Павел говорит, что делать, а в третьем кусочке он объясняет, зачем это делать. «Для разумного служения вашего». Подчеркни в своём рабочем листе фразу «разумного служения». Как ты думаешь, что означает «разумное служение»? Какое служение можно назвать разумным? … (выслушайте мнение нескольких детей). Это когда ты служишь Богу ответственно, осознанно, размышляя над тем, что, для кого и зачем ты делаешь.
Тренировка Римлянам 12:1
Сегодня покажу тебе, как учить стихи при помощи рисунков-подсказок. Чтобы запомнить стих 1, нарисуем руки в молитве. Глядя на эту подсказку, ты будешь вспоминать 1-й кусочек стиха: Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим. Рядом нарисуем 2 человечка, два тела, чтобы запомнить 2-й кусочек стиха (что делать): представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу. И дорисуем мозг, чтобы запомнить 3-й кусочек стиха (зачем это делать): для разумного служения вашего. Попробуй рассказать стих 1 по этим подсказкам (повторить стих 2 раза).
Методические рекомендации: рисуя подсказки для запоминания, обозначайте номер стиха и знаки препинания (это важно для зрительного запоминания). Если Вы не умеете рисовать (сразу скажу, что здесь Ваши художественные способности совершенно не важны), прикрепляйте к доске соответствующие картинки. В этом случае все картинки должны быть примерно одинакового размера, заранее распечатаны, разрезаны, сложены стопочкой по порядку рисунком вниз. На обратной стороне картинок советую написать ту часть стиха, к которой они относятся. Это будет хорошей шпаргалкой для учителя.
Объяснение Римлянам 12:2
Посмотри, первый стих заканчивается не точкой, а запятой. Второй стих начинается с маленькой буквы, продолжая первый. Этот стих тоже можно разделить на 3 кусочка:
- чего НЕ делать (не сообразовываться с веком сим)
- ЧТО, наоборот, делать (но преобразовываться обновлением ума вашего)
- и ЗАЧЕМ это делать (чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная)
Подчеркни в своём рабочем листе фразу «веком сим». Как ты думаешь, что Павел называет «веком сим»? Что он имеет в виду? «Век сей» означает «общество» или «система», в которой мы живём. Сверху над фразой «веком сим» напиши значение «общество, система».
Павел просит христиан (даже умоляет) «не сообразовываться с веком сим». Что значит «не сообразовываться»? … (выслушайте мнение нескольких детей). Как пел один из знаменитых классиков эстрады, (напойте) «не стоит прогибаться под изменчивый мир». «Не сообразовываться с веком сим» значит «не подражать этому обществу», «не поступать так, как поступают люди в этом мире».
Но почему нельзя подражать этой системе? Потому что она устроена людьми так, чтобы им было приятно жить в ней без Бога. Подражание этому миру оскорбляет Бога. Слышал, как называют христиан? Они «не от мира сего». Духовно христиане отделены от этой системы. Но физически они находятся в этой системе, чтобы рассказывать людям о Боге. Христиане призваны «не приспосабливаться к этой системе, а по мере сил менять её».
С тем, чего нельзя делать, разобрались. А что можно и нужно делать? «Преобразовываться обновлением ума вашего». Как ты это понимаешь? Что это означает практически? … (выслушайте мнение нескольких детей). Всем нам необходимо меняться. Стараться относиться к людям так, как Иисус. Думать, как Он, действовать, как Он, смотреть на людей, как Он. Прежде, чем сделать то или другое, представить, как бы в этой ситуации поступил Иисус. Это будет преобразовывать нас изнутри. Наш разум будет обновляться. В нас будет формироваться способность понимать, что хочет Бог в той или иной ситуации, какая Его воля для меня на каждый день. И однажды мы осознаем, что Бог действует в наших интересах – нам во благо. Что Он не желает нам плохого. Что Его намерения о нас добрые (покажите на слово «благая»), полезные (покажите на слово «угодная»), лучшие (покажите на слово «совершенная).
Тренировка Римлянам 12:2
Чтобы запомнить стих 2, напишем первые буквы-подсказки: не СООБР (и не сообразуйтесь с веком сим), запятая, следующие буквы-подсказки: но ПРЕОБР (но преобразуйтесь обновлением ума вашего). Поставим ещё одну запятую, допишем слово «чтобы», многоточие, под которым спрячем все вот эти слова «чтобы вам познавать, что есть воля Божия». И дальше дорисуем первый лайк с буквой «б» в середине (благая), второй лайк с буквой «у» в середине (угодная) и третий лайк с буквой «с» в середине (совершенная). Давай проговорим стих 2 по этим подсказкам (проговаривайте стих медленно и выразительно, с правильными акцентами, каждый раз показывая соответствующий рисунок-подсказку; повторить стих 2 раза).
Методические рекомендации (как учить стихи): создавая рисунки-подсказки, важно как можно чаще обозначать первые слова каждого стиха. Когда есть первое слово (в виде рисунка, или первых букв, или ребуса), вспомнить всю строчку будет легче.
Объяснение Римлянам 12:3
А далее в Римлянам 12 несколько стихов подряд (а именно с 3-го по 8-й) Павел пишет о служении духовными дарами. Посмотри на 3-й стих:
Павел не просто говорит очередной совет – он использует важный оборот «По данной мне благодати». Другими словами, он говорит: я обращаюсь к тебе не как прохожий на улице. Я говорю тебе как служитель Божий (со всей той ответственностью, которая возложена на меня, как на служителя Божьего). Я сам служу. У меня есть опыт служения. И я обращаюсь к тебе как служитель.
Что говорит Павел?
- как НЕ надо думать о себе: не думайте о себе более, нежели должно думать
- и, наоборот, как стоит думать о себе: думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил
Павел говорит: ребята, не страдайте манией величия. Раз, мол, я служу, значит, я лучше других. Скромнее надо быть. Не соревнуйтесь друг с другом, кто больше служит, не завидуйте тем, у кого получается, не осуждайте тех, у кого что-то не получается. У каждого есть свой труд перед Богом. Вот и совершайте этот труд в смирении (покажите на слово «скромно»). «По мере веры» означает делать что-то не ниже своих способностей. Подчеркни в стихе 3 фразу «по мере веры» и надпиши сверху «не ниже своих способностей».
Тренировка Римлянам 12:3
Чтобы запомнить стих 3, напишем первое слово «По», чтобы ты помнил, с какого слова начинается этот стих. Далее поставим многоточие, за которым спрячем все вот эти слова «по данной мне благодати, всякому из вас говорю». Посмотри в рабочий лист: какой знак препинания стоит после этих слов? Да, двоеточие. Добавим двоеточие. А теперь напишем слово «не» и нарисуем вот такое облачко, которым обычно обозначают мысли человека (не думайте). Добавим знак «больше». Вот так запомним следующую часть стиха: не думайте о себе более, нежели должно думать.
Теперь напишем слово «но», снова нарисуем наши думы в виде облачка (но думайте). Допишем буквы-подсказки СКР (скромно) и поставим многоточие, за которым спрячем оставшиеся слова (по мере веры, какую каждому Бог уделил). Давай проговорим стих 3 по этим подсказкам (повторить стих 2 раза).
Методические рекомендации: пользуясь подсказками, проговорите стихи 1-3 вместе, разными мотивационными репликами подбадривая детей.
Объяснение Римлянам 12:4,5
Смотри, о чём дальше пишет Павел. Тело человека состоит из многих органов. «Не у всех членов одно и то же дело». Как ты это понимаешь? … (выслушайте мнение нескольких детей). Да, у каждого органа – свои особенные функции. Не могут все органы выполнять одну и ту же задачу. Каждый орган выполняет свою работу. Печень, например, очищает кровь. Почки выводят жидкость из организма. Желудок переваривает пищу. Лёгкие позволяют дышать. И так далее. Здоровье всего тела зависит от того, насколько хорошо каждый орган выполняет свою задачу.
То же происходит и в Теле Христовом. Подчеркни в 5-м стихе фразу «тело во Христе». Что такое «тело во Христе»? … (выслушайте мнение нескольких детей). Вот как Павел объясняет это понятие: «мы, многие, составляем одно тело во Христе». Другими словами, все верующие люди вместе составляют одно общество, одну систему, один организм, одно тело во Христе. Надпиши сверху «все христиане». Что важно для этого организма?
- единство (покажите на фразу «ОДНО тело»)
- различие (покажите на слово «МНОГИЕ») и
- взаимосвязь всех органов (покажите на фразу «один ДЛЯ другого»)
Каждое служение (чем бы ты ни занимался в церкви) предназначено не для того, чтобы доставлять удовольствие самому себе. Каждое служение выполняет свои задачи на благо всего тела и приносит пользу всему телу. Все служения разные. И нет ни одного лишнего служения. Все служения важны и нужны. Но ни одно служение не может развиваться само по себе, отдельно от всех. Понимаешь? Потому что все служения взаимосвязаны друг с другом. Когда мы осознаём это, мы думаем о себе скромно, не возвышаемся над другими, поддерживаем других, действуем командно.
Тренировка Римлянам 12:4,5
Чтобы запомнить стих 4, напишем слово «Ибо», чтобы ты запомнил, с чего начинается стих 4. Далее нарисуем одно тело и впишем в него слово «как» («как» находится «в одном теле», видишь?). Теперь стрелочками покажем «у нас много членов». Допишем слова «но не» и добавим многоточие, за которым спрячем вот эти слова «у всех одно и то же». В конце стиха допишем слово «ДЕЛО». Вот наш 4-й стих. Давай его проговорим по подсказкам.
А чтобы запомнить стих 5, обозначим опорные слова-подсказки: МНОГИЕ – ОДНО – ПОРОЗНЬ (проговорите стих 5 по подсказкам).
Тренировка: игра «Сложи стихи»
Вот, смотри, мы с тобой выучили уже 5 стихов! Мы с тобой – герои! Видишь, как учить стихи? Просто и интересно! И весело тоже!
Методические рекомендации: разделите детей на мальчиков и девочек, пусть команды выберут капитанов, пригласите капитанов к журнальному столу, попросите их повернуть спиной к доске, чтобы они не видели подсказок на доске. Заранее распечатайте первые пять стихов из Римлянам 12 (стихи не должны быть пронумерованы), разрежьте текст одинаковыми полосками на отдельные стихи, перемешайте карточки со стихами и сложите их в конверты (в каждом конверте должно быть 5 карточек). Вручите капитанам по одному конверту (розовый и голубой, с красивыми улыбашками) и объясните задание:
- в конверте лежит 5 стихов, которые успели выучить по Римлянам 12
- по сигналу за 30 секунд капитанам нужно будет достать карточки из конверта и сложить их перед собой на столе один под другим в правильной последовательности
- предупредите команды, что активно болеть за своих капитанов разрешается, а подсказывать каким-либо способом нельзя, иначе команде будет засчитан проигрыш
Включите весёлую музыку на 30 секунд. Проверьте правильность выполненных заданий. Поддержите обе команды аплодисментами. Объявите, что победила friendship! Вручите обеим командам заранее приготовленные ведёрки попкорна (розовое и голубое).
Объяснение Римлянам 12:6
А далее Павел проводит инструктаж, как трудиться для Бога в том или ином служении. Назови служения, которые перечисляет Павел в 6-м, 7-м и 8-м стихах. … (выслушайте мнение нескольких детей). Пророк, служитель, учитель, увещатель, раздаватель, начальник, благотворитель. Павел перечисляет несколько служений. Это – не полный список всех служений, в которых могут трудиться христиане. Это – лишь 7 примеров из всего разнообразия служений.
В стихе 6 Павел пишет: «по данной нам благодати, имеем различные дарования». Наши способности и таланты различны. Кто-то умеет петь, кто-то красиво рисует, кто-то занимается спортом, кому-то легко даётся изучение английского языка. Почему у нас такие разные способности? Павел отвечает: «по данной нам благодати». Другими словами, именно Бог решает, сколько и каких талантов дать человеку. Бог знает каждого человека лучше всех. Он подбирает для каждого человека то служение, с которым человек справится максимально ответственно. Это – и есть Божья благодать – не перенагружать человека, а дать ему тот труд, где человек принесёт максимум пользы для других. Павел напоминает служителям о том, что служение надо нести добросовестно.
Подчеркни в стихе 6 слово «пророчество». Человек, у которого есть дар пророчества, должен пророчествовать. Что делает пророк? В чём заключается его служение? … (выслушайте мнение нескольких детей). В том, чтобы передавать людям слова Бога. Надпиши сверху «передаёт слова Бога». Павел добавляет «по мере веры». Другими словами, пророчествовать нужно «в соответствии со своей верой» – передавать людям слова Бога так, как они записаны в Библии.
Тренировка Римлянам 12:6

Методические рекомендации (как учить стихи): для заучивания этих трёх стихов (с 6-го по 8-й) советую составлять по ходу вертикальный фишбоун. Если Вы не знакомы с этим методом организации информации, изучите нашу статью об особенностях составления фишбоунов.
Чтобы запомнить стихи 6, 7 и 8, составим ёлочку-подсказку. Вверху напишем 1-ю часть 6-го стиха. Слева будем записывать служения, которые перечислил Павел, а справа – коротко объяснять их. (Проговорите при помощи фишбоуна стих 6).
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то: |
|
Пророк | Передавать слова Бога |
Объяснение Римлянам 12:7
Подчеркни в 7-м стихе слово «служение». Павел озвучивает ещё один талант – служить людям. Словом «служение» Павел обозначает самую разнообразную христианскую деятельность. Это может быть и служение группы порядка в церкви, и служение в реабилитационных центрах, и посещение больных, и помощь вдовам и сиротам, и любое другое служение людям. Важно не просто что-то делать. У человека, имеющего дар служения, сердце слуги. Надпиши сверху «сердце слуги». Служитель не просто делает то, что его попросили. Он сам ищет любую возможность послужить другим и делает это с радостью.
Подчеркни в этом же стихе слово «учитель». Учитель – тот, у кого есть талант объяснять Слово Божье простыми понятными словами. Ведь, согласись, мы не всегда понимаем то, что написано в Библии. И здорово, когда есть учитель, который объяснит всё так, чтобы дошло до сердца. Надпиши сверху «объясняет Слово Божье».
Тренировка Римлянам 12:7
Чтобы запомнить стих 7, заполним нашу ёлочку дальше. (Проговорите при помощи фишбоуна стихи 6 и 7).
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то: |
|
Пророк | Передаёт слова Бога |
Служитель | Сердце слуги, с радостью |
Учитель | Объясняет Слово Божье |
Объяснение Римлянам 12:8
Ещё одно служение, которое Павел приводит в пример, – увещатель. Подчеркни это слово. Кто такой увещатель, как ты думаешь? … (выслушать мнение нескольких детей). Увещатель – это человек, у которого получается вдохновлять людей противостоять греху, жить по заповедям, трудиться для Христа. Пообщаешься с таким человеком, и всё – тебе уже хочется жить, становиться лучше, что-то менять в своей жизни. надпиши сверху «вдохновляет людей»
Подчеркни в этом же стихе слово «раздаватель». Раздаватель имеет дар видеть нужды людей и помогать им по мере свои сил. Вот кто-то не видит, в чём ты нуждаешься, а раздаватель видит. Раздаватель видит размер твоей одежды и подыскивает для тебя то, что будет идеально смотреться на тебе. Он видит, что ты голоден, и обязательно придумает, как тебя накормить. Он видит, что у тебя проблемы с математикой, и перебирает в уме контакты всех своих знакомых, кто мог бы позаниматься с тобой. Надпиши сверху «восполняет нужды людей».
Подчеркни слово «начальник». Начальники в церкви – это пресвитеры, диаконы, лидеры служений, помощники пастора. Их служение должно быть усердным – то есть старательным, внимательным, заботливым, терпеливым, богобоязненным. Надпиши сверху «возглавляет служение».
Подчеркни слово «благотворитель». Благотворитель – человек, у которого есть желание и возможности стать для нуждающегося человека или организации меценатом, спонсором, инвестором, поручителем. Такие люди с радушием (то есть вежливо, приветливо, сердечно) жертвуют финансы или организовывают сбор финансов на конкретные нужды при помощи разных благотворительных мероприятий. Надпиши сверху «помогает финансами».
Тренировка Римлянам 12:8
Чтобы запомнить стих 8, заполним нашу ёлочку до конца. (Проговорите при помощи фишбоуна стихи 6, 7 и 8).
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то: |
|
Пророк | Передаёт слова Бога |
Служитель | Сердце слуги, с радостью |
Учитель | Объясняет Слово Божье |
Увещатель | Вдохновляет людей |
Раздаватель | Восполняет нужды людей |
Начальник | Возглавляет служение |
Благотворитель | Помогает финансами |
Просмотри ещё раз стихи с 3-го по 8-й, обращая внимание на знаки препинания, заглавные буквы, время глаголов, падежи, номера стихов, слова, которые ты подчеркнул, и объяснения к ним. Попробуй как бы сфотографировать этот отрывок. А теперь давай озвучим его при помощи нашей ёлочки, не подглядывая в рабочие листы.
Методические рекомендации (как учить стихи): для качественного запоминания проговаривайте отрывок не про себя, не шёпотом, не бормоча, а именно вслух, громко и выразительно. Вот почему так важны эти повторения хором.
Тренировка: рэп-речитатив
Методические рекомендации (как учить стихи): в конце каждого смыслового отрывка (в данном случае – Римлянам 12:6-8) делайте передышки-разгрузки (игра, музыка, творчество, перекус). В этой части занятия можно использовать способ тренировки, основанный на ритме. Правильно подобранный ритм поможет уложить текст в оригинальные музыкальные предложения и качественно зафиксировать информацию в памяти.
Объясните детям задание. Включите любую красивую молодёжную инструментальную музыку с отчётливо слышной партией ударников. Зациклите проигрывание. Предложите детям, глядя в рабочие листы, уложить 6-й, 7-й и 8-й стихи в предложенный ритм, чтобы получился понятный выразительный рэп. Пусть дети озвучивают свои идеи. Если идея всем нравится, попросите показывать лайк и подхватывать эту идею. Стихи можно повторять многократно, пока не родится интересный вариант.
Предложите детям аккуратно добавлять в рэп шумовое сопровождение: постукивания, хлопки, притопывания, звуки в стиле бит бокса. Пусть кто-то включит диктофон, или смартфон, или камеру и запишет это коллективное творчество на память.
Объяснение Римлянам 12:9
Методические рекомендации (как учить стихи): время от времени напоминайте детям, чтобы они читали текст, не спеша, вдумчиво, мысленно представляя себе героев и ситуации. Отрывок запоминается быстрее и легче, когда он понятен. В библейских текстах много устаревших оборотов, незнакомых терминов, витиеватых метафор, аллегорий, прообразов. Обязательно объясняйте их. Не должно остаться никаких непонятных фраз, потому что именно они стопорят запоминание.
Обычно дети хорошо запоминают отдельные стихи. Но им сложнее даются переходы между стихами. Поэтому, объясняя текст, выстраивайте смысловую последовательность, чтобы можно было припоминать отрывок по смыслу, «о чём там дальше».
Начиная с 9-го стиха и до конца главы, Павел перечисляет некоторые качества, на которых должны строиться отношения с верующими и неверующими людьми.
В общении с людьми не нужно притворяться. Отношение к людям должно быть искренним, честным, идущим от сердца, без масок, предвзятости и лицемерия.
Бог хочет, чтобы мы «отвращались зла» (то есть отворачивались от зла, отказывались его делать) и «прилеплялись к добру» (то есть приклеивались ко всему доброму, учились делать доброе, любили делать доброе, воспитывали в себе привычку делать доброе).
Тренировка Римлянам 12:9
Чтобы запомнить стих 9, нарисуем сердце и на нём слово «да» (любовь да будет непритворна), человека, который отвернулся от плохого (отвращайтесь зла) и человека, который прилепился к добру (прилепляйтесь к добру). Попробуй рассказать стих 9, пользуясь этими рисунками-подсказками (повторить стих 2 раза).
Методические рекомендации (как учить стихи): старайтесь проговаривать текст эмоционально – то, что мы прочувствовали, запоминается лучше.
Объяснение Римлянам 12:10
Как Бог хочет, чтобы мы относились друг ко другу? Как братья и сёстры. Другими словами, чтобы мы любили друг друга как родные люди. А далее написано «с нежностью». Как это – с нежностью? … (выслушать мнение нескольких детей). Это когда мы общаемся с другими не холодно, не равнодушно, не натянуто, но сердечно, дружелюбно, бережно, заботливо, с чувством нежной привязанности.
Тренировка Римлянам 12:10
Чтобы запомнить эту часть стиха, напишем слово «брато» и нарисуем рядом вот такую милоту, чтобы не забыть о нежности (будьте братолюбивы с нежностью).
Что там дальше? «В почтительности друг друга предупреждайте» означает сильное уважение, внимательность, признательность и даже благоговение. Слово «предупреждайте» произошло от слова «предупредительность».
«Предупреждайте» означает «будьте учтивыми, обходительными, воспитанными, вежливыми, деликатными в общении».
Попробуем запомнить эту часть стиха. Смотри, что я здесь зашифровала? ПОЧТА’. Если убрать одну букву с конца, останутся 4 буквы – ПОЧТ – которые напомнят нам о слове «почтительность» (в почтительности). А теперь запишем по 2 первые буквы от оставшихся трёх слов: ДР-ДР-ПР (друг друга предупреждайте).
Давай расскажем стих 10, пользуясь этими подсказками (повторить стих 2 раза). А сможешь рассказать 9-й и 10-й стихи вместе? Правда, не сложно? Пару вопросов на внимательность можно?
- Что значит «отвращайтесь»?
- Что значит «братолюбивы»?
- А что значит «предупреждайте»?
Ну, что, ещё раз проговорим стихи 9 и 10 вместе. А теперь идём дальше.
Объяснение Римлянам 12:11
Бог хочет, чтобы наше трудолюбие, старательность, энтузиазм не ослабевали. Типа сделал одно доброе дело и всё – шарик сдулся. Не уставайте в том, что вы делаете. Не уменьшайте свои усилия. «Пламенеть» означает «сохранять своё рвение, спешить делать доброе, испытывать страсть к тому, чтобы добросовестно служить Богу».
Тренировка Римлянам 12:11
Этот стих легко запомнить. Напишем частицу НЕ и нарисуем сдувшийся шарик. И вот так запомним совет Павла: не сдувайся, не будь слабаком (в усердии не ослабевайте). Теперь изобразим огонь (духом пламенейте). Напишем сокращённо Г-ду и нарисуем ладонь (служите).
Подглядывая в подсказки, расскажем стих 11 (повторить стих 2 раза). Давай его присоединим к 9-му и 10-му стихам и озвучим уже три стиха подряд. Попробуем?
Методические рекомендации (как учить стихи): этот метод тренировки называется «Снежный ком». Суть его проста: запоминаем один стих, после этого учим следующий стих и присоединяем его к первому, рассказывая уже два стиха вместе. Далее учим следующий стих и присоединяем его к первым двум, рассказывая уже три стиха вместе. Вот так, постепенно, присоединяя по одному стиху, заучиваем отрывок. Этот метод очень эффективен. Рекомендую использовать этот метод при заучивании не более 8 коротких стихов. Если отрывок длиннее, чем 8 стихов, подумайте, какие несколько стихов в отрывке можно выучить при помощи «снежного кома», а какие – при помощи других способов тренировки. В нашем примере (Римлянам 12) я выбрала для заучивания методом «снежного кома» отрывок с 9-го по 13-й стихи (5 коротких стихов).
Объяснение Римлянам 12:12
Даже если случились какие-то нехорошие обстоятельства (кто-то заболел, кто-то потерял близкого человека, у кого-то появились проблемы в учёбе или на работе), что делают христиане? Находят утешение в надежде на Бога.
Применение 1 (время обнимашек): Все мы время от времени нуждаемся в утешении. Так хочется иногда, чтобы кто-нибудь не учил нас, как жить, а просто обнял нас и сказал, что всё будет хорошо. Давай и мы сейчас устроим маленькое время обнимашек. Я включу тихую музыку. А ты сможешь по очереди подходить к своим друзьям, обнимать их, говорить им что-то хорошее, доброе, приятное. Иногда одного такого объятия бывает достаточно, чтобы утешить человека. Когда ты услышишь, что музыка остановилась, вернись, пожалуйста, на своё место. Возможно, ты не успеешь подойти ко всем ребятам. Тогда мы устроим время обнимашек и в конце занятия.
А далее записан призыв быть терпеливыми в скорбях. Другими словами, не ныть, не отчаиваться, мужественно переносить трудности. Павел просит также быть постоянными в молитве. Ведь именно молитва восстанавливает душевное равновесие и восполняет духовные силы.
Тренировка Римлянам 12:12
Чтобы запомнить стих 12, напишем начальные буквы первых двух слов «у… н…». это будет для тебя подсказкой: утешайтесь надеждою. Нарисуем плачущие глазки (в скорби будьте терпеливы) и руки в молитве (в молитве постоянны).
Подглядывая в подсказки, расскажем стих 12 (повторить стих 2 раза). А теперь присоединим его к предыдущим и озвучим уже четыре стиха подряд. Готов?
Объяснение Римлянам 12:13
Применение 2 (ситуации из жизни): Мы можем помогать друг другу – принимать участие «в нуждах» друг друга. Возможно, твой одноклассник болеет. Можно навестить его и помочь с домашними заданиями. Возможно, в Воскресной школе не хватает служителей. Можно помогать им в работе с дошкольниками. Возможно, в твоей семье есть хорошая одежда, или обувь, или школьный рюкзак. Можно подарить вещи тому, кто в этом нуждается.
Как ты понимаешь слово «странноприимство»? … (выслушать мнение нескольких детей). Это – особенное гостеприимство, способность принимать в гостях «странствующих» служителей (то есть тех, чьё служение связано с поездками). Не все любят принимать гостей, потому что это добавляет хлопот, растрат, неудобств. Но когда мы оказываем служителям гостеприимство, мы принимаем в гостях Самого Господа. Павел советует не просто принимать служителей в гостях, но ревновать об этом. «Ревнуйте о странноприимстве», то есть в очередь становитесь, чтобы забрать служителя в гости.
Применение 3 (пантомима): Давай сейчас разделимся на 3 команды. Посовещавшись с командой в течение одной минуты, придумайте, что бы вы могли сделать для гостей-служителей. То, что вы придумаете, вам нужно будет всей командой без слов показать другим командам, чтобы они угадали вашу идею. Показать нужно будет какое-то одно действие. Задание понятно? Тогда приступаем к обсуждению.
Методические рекомендации: по истечении минуты команды по очереди показывают пантомиму «Наше странноприимство». Две другие команды отгадывают, в чём заключалось странноприимство. Сопровождайте выступления команд аплодисментами и словесным обыгрыванием. Например: отличная идея! Прям беру себе на заметку!
Тренировка Римлянам 12:13
Чтобы запомнить стих 13, нарисуем святого (в нуждах святых принимайте участие) и нарисуем двери, открытые для гостей-служителей (ревнуйте о странноприимстве).
Подглядывая в подсказки, расскажем стих 13 (повторить стих 2 раза). А теперь присоединим его к предыдущим и озвучим уже пять стихов подряд. Круто, правда? Пару вопросов на закрепление:
- Как ты понимаешь фразу «духом пламенейте»?
- Как ты понимаешь фразу «утешайтесь надеждою»?
- В каких нуждах людей ты можешь принять участие уже сегодня?
Кто молодцы? Мы – молодцы! Мы справились!
Объяснение Римлянам 12:14-21

У нас осталось 8 стихов. Чтобы объяснить их, предлагаю тебе поиграть. Снова разделимся на мальчиков и девочек. Приглашаю ко мне 8 добровольцев: 4 мальчика и 4 девочки.
Методические рекомендации (как учить стихи): заранее приготовьте 8 карточек по количеству оставшихся стихов (на одной карточке должен быть записан один стих). Сделайте карточки разными по цвету (цвета не должны повторяться). Пусть добровольцы возьмут по одной карточке и, ориентируясь на номера стихов, выстроятся в той последовательности, в которой эти стихи записаны в Библии.
В это время помощник пусть разложит на полу 8 листов бумаги (формат А4) текстом вниз. На каждом таком листе будет написано короткое объяснение одно из 8 стихов. Эти большие карточки тоже должны быть цветными (цвета карточек с объяснением должны совпадать с цветами карточек, на которых записаны стихи). Листы разложите в 2 ряда по 4 листа в каждом ряду на некотором расстоянии друг от друга.
Дети по очереди подходят к стартовой черте, берут маленькую подушку для метания и стараются бросить подушку так, чтобы она попала на лист нужного цвета. Если подушка попала в цель, ребёнок читает стих на своей карточке, затем поднимает лист с объяснением и зачитывает объяснение. Если подушка в цель не попала, ребёнок выполняет лёгкое смешное задание и потом поднимает лист с объяснением. Такими заданиями могут быть:
- красиво мяукнуть
- ответить на вопрос, сколько будет з х 7
- улыбнуться для селфи
- показать любимое танцевальное па и т.п.
В конце игры вручите добровольцам призы. Это могут быть брелоки, браслеты, анти стрессы, запакованные вкусняшки.
Объяснение Римлянам 12:14-21
Стих 14: Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Относитесь к обидчикам по-доброму. Не ругайте их. Это бывает сложно, и хочется ответить тем же, но кайф в том, чтобы учиться отвечать на зло добром.
Стих 15: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
Если кто-то радуется, люди часто завидуют. Если кто-то плачет, люди часто проходят мимо. Христиане поступают по-другому – они искренне радуются за тех, кто успешен и счастлив, и сопереживают тем, кто переживает горе.
Стих 16: Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
Единомыслие – это взаимопонимание. Быть единомысленными означает стараться понимать друг друга. Не высокомудрствовать означает не превозноситься над другими. Относиться к простым и бедным людям нужно так же сердечно, как и к известным и богатым. Не мечтать о себе означает не пытаться казаться лучше, чем мы есть.
Стих 17: никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
В нашем обществе люди привыкли отвечать злом на зло, мстить, сводить счёты. Но месть не может принести радости. Христиане отказываются от мести и достойно переносят оскорбления. Слово «пекитесь» означает «задумывайтесь». Лучше задумываться о добрых вещах.
Стих 18: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
Верующие люди не провоцируют конфликты, но стараются жить в мире со всеми. Иногда это не получается. Поэтому и написано «если возможно с вашей стороны». Но прилагать усилия для того, чтобы быть в мире со всеми людьми, всё-таки стоит. Прощать обидчиков и просить прощения, если сам кого-то обидел.
Стих 19: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Часто обидчики наносят настолько сильный ущерб, что хочется наказать их по справедливости. Но право разбираться с обидчиками христиане предоставляют Богу. Христиане верят, что ни один обидчик не избежит гнева Божьего, и что Бог накажет виновных так, как они того заслуживают.
Стих 20: Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Павел призывает не уничтожать врага силой, а обращать его любовью. Сделал обидчику что-то доброе, и его попустило – пропало желание делать тебе гадости. Собрать горящие уголья на чью-то голову означает устыдить человека за жестокость своей незаслуженной добротой.
Стих 21: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Христианство всегда побуждает к доброму. Зло можно и нужно побеждать добром.
Тренировка: Римлянам 12:14-21
Применение 4 (молитва по Писанию): Раньше я никогда не могла понять, почему обидчикам Павел посвятил аж 8 стихов в этой короткой главе? Зачем столько времени говорить об отношении к людям, о которых даже вспоминать не хочется, настолько много проблем они для нас создали? Сегодня я понимаю, что настоящий христианский характер формируется в трудностях. Чтобы простить оскорбления, обиды, подставы, насилие, слёзы, горе и всё остальное, что сделали обидчики, иногда нужно время. Дни, месяцы и даже годы… Но это стоит того. Я предлагаю тебе сейчас помолиться о своих обидчиках на основании этих 8 стихов (начиная с 14-го стиха). Смотри в свой рабочий лист и пробуй сформулировать каждый стих своими словами как личную молитву к Богу. Я начну эту молитву, а ты сможешь её продолжить.
Методические рекомендации (как учить стихи): пример молитвы по Писанию на основании 14-го стиха. «Господь, я благословляю своих гонителей. Мне неприятно и больно вспоминать то, что они сделали. Я из-за них много плакала и переживала. Но я прошу Тебя, помоги мне относиться к обидчикам по-доброму. Я не хочу ругать их, проклинать, обвинять. Ты хочешь, чтобы я училась отвечать на зло добром. Поэтому я благословляю своих обидчиков! Аминь».
Молитву можно также дополнять христианскими песнями в тему занятия.
Закрепление Римлянам 12:1-21
Домашнее задание: Твоим домашним заданием после этого урока будет ещё раз перечитать эти 8 последних стихов в 12-й главе, поразмышлять над ними, сделать некоторые пометки в рабочем листе, и, если ты захочешь, поделиться на следующем уроке, что нового об отношении к обидчикам ты узнал.
Итак, с какой книгой Библии мы сегодня работали? … Римлянам. Глава какая? … 12. О чём повествуется в предыдущих одиннадцати главах? … О милосердии Божьем. Если бы нужно было придумать название для этой 12-й главы, что бы это было за название? Глава о (чём?) … об отношениях. Кто заметил, сколько стихов в этой главе? … 21. Посмотри на вот эту грандиозную шпаргалку. Я хочу отметить на ней важные итоги (делайте отметки при помощи фигурных скобок или обводите соответствующие отрывки прямоугольником):
- Первые 2 стиха (Римлянам 12:1,2): тело моё (личные отношения с Богом)
- Следующие 3 стиха (Римлянам 12:3-5): тело Христа (отношения с христианами)
- Следующие 3 стиха (Римлянам 12:6-8): служения (отношения с верующими и неверующими)
- Ещё 5 стихов (Римлянам 12:9-13): образ жизни (отношения с верующими и неверующими)
- Последние 8 стихов (Римлянам 12:14-21): отношение к обидчикам
Методические рекомендации: занятие можно будет завершить временем свидетельств (какой стих из 12-й главы коснулся тебя больше всего, какое слово в этой главе было самым непонятным для тебя, что нового об отношении к обидчикам ты узнал). Это может быть также групповая фото сессия на фоне составленной шпаргалки, перекус с бутербродами и песнями под гитару, написание коллективного поста в церковную группу в социальной сети или монтаж видео репортажа на основе свидетельств. Что угодно – запоминающееся и значимое.
Другие идеи, как учить стихи, смотрите в нашей рубрике Библейские уроки детям.
Заключение
Вот такая у меня получилась статья. ))) Это – не только конспект занятия, но и серия рекомендаций, как учить стихи с детьми. В вопросах, как запомнить стих, все средства хороши. Будет здорово, если рисунки-шпаргалки останутся на виду в течение нескольких следующих занятий. Время от времени повторяйте с их помощью отдельные смысловые части Римлянам 12. Это занятие рассчитано на 1,5 часа. Вы можете разделить его на 2 или больше занятий – у Вас получится целая серия уроков по изучению Римлянам 12.
Этот конспект может стать программой для нескольких лагерных дней или подростковой конференции. Надеюсь, что после этой статьи Вы больше не будете откладывать в сторону большие библейские отрывки. Ведь теперь Вы знаете, как учить стихи быстро и легко. Если конспект этого занятия был для Вас полезным, потратьте минуту времени, чтобы написать мне об этом в комментарии под статьёй. Ну, пусть не 10 из 10. Это, кажется, нереально. ))) Но если хотя бы 1 из каждых 10 прочитавших скажет «спасибо», это точно вдохновит готовить для Вас ещё больше материалов. Обнимаю Вас!
© Ирина Иваськив
Ирина, спасибо ❤
Пожалуйста! рада, что статья была полезной для вас!