Рыбий скелет в шкафу или Метод «Фишбоун» для глубокого анализа чего угодно
Оглавление
Никогда не любила рыбу. Из-за костей. Но одна рыба (вернее, то, что от неё осталось – фишбоун) мне всё же нравится. ))) С Вами Ирина Иваськив. Давно хотела покопаться в своей коллекции «рыбьих скелетов». Об этом универсальном японском приёме визуализации данных, который за считанные минуты преобразовывает информацию в компактный и легко запоминающийся графический образ, узнала лет 10 назад. Вот с тех пор и собираю фишбоуны. При всей их простоте есть в них какая-то бездонность. Над ними – как над японскими пословицами или стихотворениями – можно размышлять часами. В экономические дебри лезть не буду. В этой статье – всё о фишбоуне как о методе обучения в работе с детьми: определение, происхождение, принципы, составляющие, алгоритм заполнения, варианты использования, примеры и многое другое.
Кто, когда и как разработал метод Фишбоун?
Фишбоун – это графическая техника, при помощи которой можно выявить проблемы и пути их решения. Автор этой техники – известный японский учёный, химик, экономист, профессор Токийского университета, крупнейший эксперт в области контроля качества и теории менеджмента Каору Исикава (1915-1989). Метод «Fishbone» часто называют его именем – диаграмма Исикавы.
В предисловии к английскому изданию книги Исикавы переводчик Дэвид Лу Милтон пишет: «Качество дают не станки, а люди». Пожалуй, это – лучшая характеристика философии «японского качества» – именно философии, как особого подхода к контролю чего угодно. Создатель «Фишбоун» был химиком по образованию и много лет занимался проверкой качества японской промышленности.
В 1952 году Каору Исикава предложил свой новаторский метод, разработка которого длилась годы. Исикава провёл несколько международных семинаров и тренингов, чтобы понять, как измерить качество японского производства? В 1985 году, на склоне лет, он изложит свои идеи в книге «What Is Total Quality Control? The Japanese Way». Основная идея этой книги – контроль качества лежит на плечах у каждого сотрудника, кем бы он ни был по должности. Звучит, казалось бы, понятно и очевидно, но… как использовать этот метод вне стен завода? Вот чем озадачился Исикава! Так и появилась на свет диаграмма «рыбьей кости».
Откуда взялось само понятие «фишбоун»?
В обиходе к методу Исикавы прилипло другое – более простое – название: «Фишбоун» (fishbone), что в переводе с английского означает «рыбья кость» или «скелет рыбы». Странное название для аналитического метода, правда? Почему он назван именно так? Просто посмотрите на диаграмму – ну, чем не рыбья кость?
Причём, располагать рыбий скелет можно как угодно: вертикально головой вверх, горизонтально справа налево и горизонтально слева направо. Расположение не имеет принципиального значения – рисуйте схему так, чтобы максимально легко воспринимать информацию на схеме.
Горизонтальное расположение схемы больше подходит младшим школьникам – так рыбка выглядит для них более естественно. А вертикальное расположение схемы лучше применять для старшеклассников – вертикальная схема позволяет разместить больше информации.
Что можно определить при помощи диаграммы?
В начале метод Исикавы считался исключительно техническим. Но вскоре Фишбоун, как один из приёмов логического анализа, начали применять в разных других нишах. И сегодня практически невозможно назвать сферу, где бы ни использовался этот метод. Его можно применить где угодно и для чего угодно. Он нужен в каждой ситуации, когда требуется:
- обозначить круг проблем (проблемных ситуаций)
- показать, как все эти проблемы связаны между собой
- визуализировать взаимосвязь причин и последствий
- проанализировать причины возникновения проблем
- попробовать найти решения обозначенных проблем
- потренировать критическое мышление и взаимодействие в коллективе
- установить связи между объектом и факторами, которые на него влияют
- дать глубокую всестороннюю адекватную оценку проблемной ситуации
- провести исследования, аудит, диагностику или ревизию положения дел
- сделать выводы, определить цели, что-то спланировать, реконструировать
- организовать знания, подготовиться к дебатам, сформулировать позицию
- сгенерировать новые идеи и решения, выявить пробелы в системе знаний
- выявить факторы, на которые повлиять невозможно, и факторы, которые поддаются управлению и коррекции
- а также ранжировать все выявленные факторы по степени их значимости (актуальности, исторической хронологии)
Из каких элементов состоит схема Фишбоун?
Схема представляет собой схематическое изображение рыбы. Она состоит из 4-х постоянных элементов:
1. Рыбья голова
Голова в схеме – это сам объект анализа (проблема, вопрос или тема), который надо проанализировать, обсудить, исследовать, сравнить с другим. Недаром говорят, что любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем исследуемую проблему в голове рыбы.
2. Верхний (или левый) ряд костей
Вверху, на косточках, в виде коротких формулировок записываем все возможные причины, которые привели к появлению исследуемой проблемы (или основные понятия). Если схема вертикальная, то причины записываем слева.
3. Нижний (или правый) ряд костей
Внизу – факты, подтверждающие существование причин (или суть понятий). Каждый такой факт должен быть расположен напротив причины, к которой он относится. Если схема вертикальная, то факты записываем справа.
4. Рыбий хвост
Хвост рыбы служит логическим умозаключением, которое формулируется на основании выявленных причинно-следственных связей: вывод, обобщение, ответ на поставленный вопрос, решение.
Связующее звено в схеме – основная кость рыбы, её хребет. Иногда этот хребет изображается в виде стрелы, показывая, что из-за причин и факторов и возникла обсуждаемая проблема. Иногда косточки сверху и снизу тоже рисуют в виде стрелок (по направлению к хребту), что визуально усиливает взаимосвязь всех элементов.
Алгоритм заполнения схемы Фишбоун
Элементы в таком порядке (проблема – причины – факты – вывод) представляют собой последовательность, в соответствии с которой и заполняется схема Fishbone. Этот порядок достаточно прост – его обуславливает сама графическая схема. Наш взгляд обычно движется слева направо, как при чтении строки текста. Вот так – по взгляду – и выстраивается схема.
Варианты названия блоков в схеме
- Вариант 1: Ситуация – Причины – Факты – Вывод
- Вариант 2: Вопрос – Причины – Факты – Ответ
- Вариант 3: Тема – Причины – Факты – Обобщение
- Вариант 4: Проблема – Факторы – Последствия – Решение
- Вариант 5: Тема – Основные понятия по теме – Суть понятий – Обобщение
- Вариант 6: Проблема – Факторы, усугубляющие проблему – Факторы, нейтрализующие проблему – Решение
- И др.
В чём уникальность метода Фишбоун?
В сравнении с другими логическими методами анализа Фишбоун предоставляет более систематизированный взгляд на проблему. Взять, к примеру, приём «mind map», суть которого заключается в фиксации основной проблемы в центре «карты» и слов-ассоциаций вокруг. Благодаря этим словам mind map всесторонне описывает основную проблему, но Фишбоун даёт больше – понимание причинно-следственных связей (что произошло и вследствие чего это произошло?).
Благодаря графическому структурированию данных, можно не только наглядно представить учебный материал по теме, но и уменьшить объём информации, необходимой для запоминания (за счёт акцентирования ключевых понятий и логических связей между ними).
Важные принципы заполнения схемы
- Все формулировки в фишбоун-схеме должны быть краткими, точными, содержательными, достоверными.
- Причины и аргументы располагают в порядке их значимости – самые важные записывают ближе к голове.
- Заполнять схему можно индивидуально, в парах, в группах или всей командой (используя мозговой штурм).
- Если схема заполняется коллективно, то тезисы сначала обсуждаются, затем формулируются с участием всех.
- Важный завершающий этап заполнения схемы Фишбоун – её презентация и озвучивание принятых решений.
- Записи можно делать мелом на доске, маркером или стикерами на ватмане. Схема также может быть цветной.
- Формулировки причин и фактов лучше делать в одном стиле: либо все в виде фраз с существительным (отсутствие связи между тем-то и тем-то), либо все в виде предложений (отсутствуют связи между тем-то и тем-то).
Что учесть при использовании метода
- Иногда причин на схеме оказывается больше, чем фактов. Это происходит потому, что некоторые причины озвучиваются в виде предположений и гипотез, а информации, которая бы подтвердила их, пока ещё нет. И в этом нет ничего плохого – учащиеся будут наглядно видеть, что предположения без аргументов остаются всего лишь предположениями (и только когда появятся аргументы, предположения станут причинами). Недоказанные гипотезы – поле деятельности для пытливых умов, новые открытия, инсайты, исследования, кандидатские…
- Метод Фишбоун можно использовать и как отдельную самостоятельную часть урока, и как план проведения всего урока. Максимальная эффективность метода достигается тогда, когда материал уже усвоен, и необходимо закрепить его, обобщить, систематизировать, организовать в целостную систему знаний.
- Этот графический способ идеально подойдёт и в качестве домашнего задания, и для составления опорного конспекта на уроке, и для организации индивидуальной или групповой работы на уроке, и для проверки выученного материала, и для проектной / рефератной / конкурсной работы, и для многих других задач.
Где и как применяется метод Фишбоун?
Кандидат педагогических наук Татьяна Алексеева в своей статье «Методический приём фишбоун как способ развития критического мышления» рассказывает об использовании метода в педагогической практике обучения английскому и экономике. Так, исследовательница описывает схему понимания причин экономического кризиса 2008 года. Поместим этот кризис (как исследуемую проблему) в начале схемы – в «голове» рыбы. В верхних «косточках» запишем основные причины этого кризиса, а в нижних – последствия этих причин. Суммируя данные причин и последствий, формулируем логический вывод (в экономическом кризисе виновна… неправильная политика правительства) и записываем его в «хвосте» рыбы.
Джеймс Фримен, эксперт в области менеджмента, называет подобные диаграммы «невероятно эффективными» для визуального обучения. Он опубликовал несколько интересных исследований – к примеру, почему у детей отсутствует интерес к чтению. В верхней части «рыбы» он расположил факторы, подтверждающие проблему: отсутствие мотивации, лень, занятость родителей, библиотека далеко и другие. В нижней части оказались причины, породившие факторы: влияние аудио и видео гаджетов, замена чтения мультиками, мало книг в школе и т.д.
Посмотрите на фишбоун, который составила учительница английского языка Лидия Витальевна Ширенкова:
Приём фишбоун на уроках истории
А вот пример того, как можно использовать диаграммы Исикавы на уроках истории. К примеру, задача стоит в том, чтобы объяснить ученикам, почему началась Вторая мировая война. Соответственно, «головой» нашей рыбы станет Вторая мировая война. В верхней части разместим причины, которые ученики могут вычитать из учебника по истории.
Возьмём, к примеру, «Стремление сербов к независимости от Австро-Венгрии». Этой причине будет соответствовать факт – убийство герцога Франца Фердинанда сербским экстремистом Гаврилой Принципом. Сопоставление причин и фактов – увлекательное упражнение для учеников, которое поможет им лучше понимать исторические закономерности. Хороший учитель использует подобную наочность при каждом удобном случае – и детям не скучно, и материал усваивается эффективнее.

Пример «Феодальная раздробленность»
- Голова: Причины феодальной раздробленности Руси
- Верхние кости: Междоусобные войны и борьба за Киевский престол; Усиление экономической мощи отдельных княжеств; Отсутствие тесных торговых связей между княжествами; Города не хотели делиться с Киевом и стремились к самостоятельности; Усложнение социальной структуры; Благоприятное внешнеполитическая обстановка
- Нижние кости: Не был определён порядок наследования Киевского престола; Различия княжеств по природным и хозяйственным условиям; Натуральное хозяйство; Рост и развитие городов; Появилось дворянское сословие; Отсутствие внешней угрозы
- Хвост: Феодальная раздробленность была неизбежной


Приём фишбоун на уроках литературы
- Голова: Легко ли совершить подвиг? (по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
- Верхние кости: герои смелые, хотят изменить мир, нужно защищать Родину
- Нижние кости: мастерство лётчика, мужественный характер, любовь к Родине
- Хвост: Каждый человек может стать героем, если он любит свою Родину
С помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества какого-нибудь писателя или поэта. Тема в голове рыбы может звучать очень просто: Творчество Лермонтова. Предложите детям на верхних косточках записать проблемы, которые поэт поднимал в своём творчестве, а на нижних косточках – названия произведений, где эти проблемы затронуты. Выводом может быть мини-доклад ребят о значении творчества поэта для последующих поколений.

Многие дети при написании сочинений испытывают стрессовые сложности – они представления не имеют, о чём писать в сочинении. И в этом случае Фишбоун может правильно направить их – с помощью схемы покажите ученикам структуру сочинения (то, что должно быть в сочинении). Такая подсказка (на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк») может выглядеть примерно так (фишбоун составлен по идее Юлии Валерьевны Цыбусовой):
А вот ещё один пример фишбоуна, составленный по идее Юлии Валерьевны Цыбусовой – он поможет описать черты авторского стиля изучаемого писателя. Информацию для фишбоуна ищите во вступительных статьях об авторе.
Пример фишбоуна на уроках обществознания
В каждом предмете есть темы, сложные для восприятия. Фишбоун может помочь учителю разложить учебную информацию по полочкам.
- Голова: Что значит быть гражданином?
- Верхние кости: ответственность, труд, отношения с людьми
- Нижние кости: обеспечивать благосостояние, работать на благо страны, уважать людей
- Хвост: Быть гражданином – значит нести ответственность за своё будущее и за будущее своих потомков
Пример фишбоуна на уроках биологии
Серию тем по защите окружающей среды можно закрепить при помощи группового или индивидуального «фишбоуна»:
- Голова: Взаимодействие природы и общества
- Верхние кости: имеют прочные связи, оказывают влияние друг на друга, непродуманно используются природные ресурсы
- Нижние кости: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, масштабные загрязнения природы
- Хвост: Без заботы о природе общество не сможет существовать
Пример фишбоуна на уроках географии
С помощью такого фишбоуна можно подготовить учеников к контрольной работе по географии:
- Голова: Как сократить экологические проблемы?
- Верхние кости: исчезающие животные, уничтожение растений, радиационный мусор с атомных подлодок
- Нижние кости: браконьерство, лесные пожары, загрязнение водоёмов
- Хвост: Запрет на рыбный промысел и охоту, строительство заповедников, усиление законодательной базы
Фишбоун на уроках английского языка
А вот пример фишбоуна по теме «Изобретения в нашей жизни», составленный Натальей Василишин, чтобы сориентировать детей перед отработкой навыка говорения:
- Голова: Can we live without hi-tech?
- Верхние кости: comfort, communication, knowledge
- Нижние кости: work at home, lots of friends, information
- Хвост: Our lives depend on inventions
Приём фишбоун на уроках русского языка
Техника Фишбоун в начальной школе
- Используем более естественную форму рыбы – горизонтальную
- Для шаблона выбираем более мультяшную и «добрую» рыбку
- В схеме сверху и снизу используем по 3-4 косточки, не больше
- После заполнения схемы можно нарисовать контур всей рыбы
- Можно попросить золотую рыбку помогать в решении проблем
- В качестве вывода можно использовать известную пословицу
Как составить многоуровневую схему
Для создания многоуровневой схемы используют несколько уровней верхних и нижних косточек:
- Уровень 1: Главные причины (Главные факторы)
- Уровень 2: Детализирующие причины (то есть подпричины, влияющие на главные причины) и Детализирующие факторы (то есть подфакторы, влияющие на главные факторы)
- Уровень 3: Детализирующие причины / факторы 3-го порядка и т.д.
Чаще всего в многоуровневые схемы имеют от 3-х до 6-и уровней. Такое разветвлённое дерево визуализирует наиболее полную картину всех возможных причин и последствий обсуждаемой проблемы.


Фишбоун на уроках в Воскресной школе
Здесь – бескрайний простор для действий! И этот аналитический метод может круто послужить Вам – возьмите его на вооружение и регулярно применяйте. Этот метод легко будет представить детям, связав его с христианской рыбкой, или со знаменитой библейской фразой «ловцы человеков», или с тем фактом, что часть учеников Иисуса были рыбаками.
С помощью этого метода вместе с детьми исследуйте:
- Сотворение мира
- Непослушание первых людей
- Заповеди
- 40 лет скитания по пустыне
- Предательство Иуды
- Что значит быть христианином
- Содержание Псалтиря
- И другие библейские события, факты, истории, доктрины
Как фишбоун применяется в копирайтинге
Fishbone отлично подойдёт и для работы с текстом. Самую большую пользу этот метод может принести при работе над сложным, проблемным, резонансным текстом. При помощи рыбьего скелета Вы сможете:
- адекватно осмыслить и истолковать прочитанное
- развить навык работы со сложной информацией
- быстро находить факты, относящиеся к проблеме
- систематизировать факты, аргументы, причины
- выстроить хронологию или логику статьи/книги
- написать убедительный обоснованный текст
- освободить текст от лишних эмоций и пафоса
- соблюсти баланс мнений, представив разные точки зрения
- определить проблематику данных, свою авторскую позицию
- научиться ставить проблемные вопросы и резюмировать ответы
- проанализировать типы и поступки персонажей книги и др.
На основе фишбоуна можно создать шаблон рабочего листа / рабочей тетради на вебинар, семинар, конференцию. Благодаря шаблону слушатели запомнят именно то, что Вы хотите, чтобы они запомнили.
Часто эта простая наглядная схема заменяет журналистам план статьи. Дело в том, что фишбоун имеет трёхчастную структуру (введение, основную часть и заключение), очень похожую на структуру статьи. Каждая пара косточек – это готовый абзац. Лид-абзац в этом случае тоже очевиден – он пишется на основании формулировок на косточках (то есть с акцентом на том, о чём эта статья). Стиль написания выбираем соответственно теме:
- от верхних косточек к нижним (от общего к частному)
- от нижних косточек к верхним (от частного к общему)
- от проблемы к решению
- от умозаключений к постановке проблемных вопросов
Диаграммы Исикавы можно делать онлайн

- Настраиваемые диаграммы Исикавы на сервисе «Канва»
- Бесплатные шаблоны диаграммы «рыбьей кости»
- Программа для создания профессиональных фишбоунов Edraw

Заключение
Любое событие имеет свои причины и последствия. Составляя фишбоун, можно быстро разобраться, что к чему. Потенциал метода профессора Исикавы невысказанно огромен. Мы можем использовать его не только для контроля чего-либо, но и для школьных уроков, и для написания статей, и для личных исследований, для мозговых штурмов, для командных игр, для аудита проектов, для закрепления выученного материала, для создания шпаргалок и многого другого. Друзья, надеюсь, Вы вдохновились этим методом, и, рассматривая примеры фишбоунов в статье, получили кучу идей для своих уроков. Если Вы уже пользуетесь этим методом, поделитесь своими примерами в комментариях. Полезны ли Вам такие статьи? Напишите также, о каких ещё методах преподавания Вы хотели бы узнать?
© Ирина Иваськив
Заинтересовались графическими схемами? Читайте наши статьи о разных графических методах преподавания:
- Интеллект-карта: суть приёма, правила составления и примеры использования
- Многоликая 138-летняя диаграмма Венна для детей и взрослых
- Старая новая пирамида Маслоу или В чём измеряется счастье?
Век живи – век учись! Спасибо за интересную науку!
На здоровье! ))) Спасибо за приятные слова!