Аллитерация или Какие образы рисуют нам волшебные гномы?
Оглавление
Доброе утро! Вот эти «бр» и «тр» в приветствии как-то взбодрили. С Вами Ирина Иваськив. Прикольные ассоциации вызывают иногда скопления тех или иных букв. В каждом звуке – какая-то своя зашифрованная информация: одни звуки вызывают внутри настороженность, другие – убаюкивающие мантры, третьи – формируют в нашем воображении яркие образы. К. Бальмонт называл звуки «маленькими волшебными гномами». Вот и «колдуют» писатели и поэты над своими произведениями, подбирая различные фонетические приёмы для того, чтобы разбудить нашу фантазию. Об одном из них мы и поговорим в этой статье. Итак, аллитерация… Что это такое? Как и зачем применяется? Почему так популярна? Как используют аллитерацию в рекламе и бизнесе?
Аллитерация: What is this?
Аллитерация – повтор согласных для создания образа. Понятие с латинского переводится как «буква». Вот такое явление, когда в определённой части текста часто повторяется какая-то согласная буква, и называется аллитерацией. Повторяется либо одна и та же согласная, либо чередуются 2-3 похожих согласных (шипящие, свистящие, рычащие).
Используется аллитерация:
- в скороговорках (Купи кипу пик)
- в пословицах и поговорках (Мели, Емеля, твоя неделя)
- в прозе и в стихотворениях, и даже в рекламе
Как аллитерация рисует образы?
Аллитерация – своего рода “тавтология” согласных. Но зачем их повторять? Чтобы, повторюсь, создавать образы. Чтобы, другими словами:
- шелестел камыш:
- трубили трубы:
- «кипела» Нева:
- хрустели лужи:
- гремели копыта:
- громыхала стихия:
- увлекало в водоворот:
- чеканился ритм марша:
- накатывала ностальгия:
- стучали вагонные колёса:
- продолжался царский пир:
- люди маршировали в ритм:
- навевался причудливый сон:
- шумели в голове воспоминания:
- сжималось от сопереживания сердце:
- бежали мурашки от раздавшегося взрыва:
- зарычали немецкие бомбардировщики над осаждённым Ленинградом:
Очевидное доминирование согласных
Аллитерация – не языковое новшество. Это – один из древнейших фонетических приёмов, который можно встретить в каждом языке! Аллитерацию использовали Гомер, Гораций, Вергилий, Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир, Пушкин, Тютчев, Некрасов и многие другие.
Такое частое обращение к комбинированию выборочных согласных можно объяснить особым их главенствованием. Согласные звуки доминируют над гласными. И не потому, что их гораздо больше. Возьмём для примера несколько слов и запишем их при помощи одних только гласных: еоо, еаи, еео. Вряд ли кто догадается, что это за слова. Но если те же слова записать при помощи одних только согласных, то в словах уже можно будет узнать известных поэтов: лрмнтв, држвн, швчнк.
Согласные, имеющие больший вес, способны создать невероятно сильные образы! Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, громогласные и философские, раздражающие и ласкающие слух – согласные звуки стали прекрасным инструментов для создания сильного фонетического впечатления в руках пишущих людей.
Примеры аллитерации в прозе
Посмотрите, как сочетанием тревожных «т-р» и сонно-уставшей «с» писатель описывает состояние Тараса:
Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.
А в этом примере повторение согласных «т» и «п» создаёт совершенно другую подавленную атмосферу:
Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»
Ещё один яркий пример из рассказа В. Набокова «Слово». Скопление согласного «г», который сначала глушит бдительность, стоя рядом с музыкально-нежной «л», а потом напоминает о своих грозных габаритах, усиливаясь согласной «р»:
Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.
Аллитерация в фольклоре
Что Вы представляете себе, когда слышите поговорку «От горшка два вершка»? Мне одной слышится, как шепелявит малыш? ))) А вот другая пословица с тем же шипящим согласным звуком: «Шила в мешке не утаишь», и здесь уже слышно, как шуршит в мешке это самое шило. А вот третья: «Тише едешь – дальше будешь», и здесь што-то в сон потянуло от такой черепашьей скорости. А вот четвёртая лермонтовская строчка: «У наших ушки на макушке!», и здесь шипящий звук даёт полное ощущение шухера. ))) Как из одних и тех же семи нот композиторы слагают тысячи песен, так из одних и тех букв мастерство писателя рисует разные картины.
Аллитерация в скороговорках
В скороговорках нагромождение труднопроизносимых буквосочетаний тренируют дикцию. Знаменитые «лавировавшие корабли» или «укравший кораллы Карл» не что иное, как аллитерация.
Аллитерация в рекламе и бизнесе
Скопление повторяющихся согласных приковывает к себе внимание, легко воспринимается и долго помнится. Вот почему рекламщики ухватились за этот уникальный выразительный приём, при помощи которого можно формировать бренд и покупательский спрос. Они, по сути, поставили аллитерацию на… коммерческую основу. )))
Аллитерацию стали применять:
- в названиях компаний и торговых марках: шоколад «Киткат», кошачий корм «Китекет», леденцы «Чупа-чупс», конфеты «Минки-Бинки» (преобладание гласной “и” и согласных “нк” даёт ощущение чего-то маленького, вызывая умиление)
- в рекламных слоганах: Ваша киска купила бы «Вискас»; Велла. Вы великолепны; Стоматология. Береги жубы ш дештва; Мебель. Спаленки для больших и маленьких; «Сам Самыч». Пельмешки без спешки; «Meзим» для желудка незаменим
Фонетическое благозвучие в рекламном объявлении дорогого стоит. Когда суть рекламного сообщения формулируется фонетически верно, сообщение подсознательно как бы «падает» на сердце. Фонетика рекламного сообщения умело направит мысли покупателей в нужном направлении. Послушайте:
- зубная щётка «Аквафреш»: чистит с блеском (звуки «ч», «ст», «тс», «ск» напоминают звуки чистки зубов)
- напиток «Миринда»: взрыв вкуса (звуки «взр» и «ввк» напоминают вырывающийся газированный напиток)
- бульонные кубики Knorr: Knorr – вкусен и скорр (звук “р” создаёт ощущение скорости: ррраз – и бульон готов)
- такси: Быстрая подача И таксист со сдачей (звуки “ст”, “кс”, “ст”, “сд” – такси уже стоит, и счётчик тикает)
Включенные в слоган согласные, созвучные бренду, создают подобие «узелков на память»: потянешь за них, и без проблем восстановишь перед глазами и название товара (иногда непонятное и трудно читаемое). И последнее: избегайте в своих текстах буквосочетаний, где подряд идёт больше 3-х согласных (как правило, большое количество согласных встречается на стыках слов): качеств продукта.
Заключение
Аллитерация не поддаётся никаким правилам! Их не может быть в принципе! Использовать аллитерацию или нет, в каком именно отрывке текста применить этот выразительный приём, какую согласную и как часто повторять, какое впечатление при этом создавать – всё это подскажет дар писателя, поэта, маркетолога. Словом, аллитерация – полезный писательский инструмент, который я советую взять на вооружение.
© Ирина Иваськив
Надеемся, аллитерация пришлась Вам по вкусу. ))) Изучайте другие приёмы, описанные в наших статьях:
- Игры со словами: детская забава или серьезная тренировка мозга?
- Окно Овертона или Как манипулируют нашим сознанием
- Каламбур: самое интересное с момента возникновения до наших дней
Добрый день. Вот никогда не задумывалась как пишутся тексты,особенно рекламные и почему так притягивают и запоминаются)))) Теперь буду знать что это за “зверь” такой- аллитерация:). Но на вооружение взяла. спасибо