Скетчноутинг или Многабукв про новый журналистский жанр
Оглавление
Утренний кофе и первые после пробуждения писательские мысли… Отличный сюжет для скетча. С Вами Ирина Иваськив и малоизвестное понятие, стихийно вкрапленное в журналистику – скетчноутинг. Что такое скетч в журналистике? Кто такие журналисты-скетчеры? Зачем журналисту скетчбук, если есть телефон или фотоаппарат? Как создавать скетчи? Об этом и о многом другом…

Скетчинг в литературе и в дизайне
Давайте разберёмся сначала с самим термином «скетч». Произошло это понятие от английского слова «sketch», что значит «набросок» или «делать наброски». Суть скетча – быстро передать первые впечатления. Слово «скетч» многогранно, и, как любой омоним, имеет несколько значений:
Литературное
С точки зрения литературы, скетч – это короткая одноактная пьеса юмористического характера для 2-3 героев. Примеры современных скетчей: «Шоу Фрая и Лори», «Наша Russia», «СашаТаня», «Джентльмен-шоу», скетч-шоу «На Троих» на радио «Юмор ФМ» и др. Часто такая пьеска может быть частью ревю (представления, составленного из отдельных сценок, музыкальных номеров, танцевальных зарисовок и текстовых эпизодов – скетчей).
Скетчем также называют краткое описательное эссе, краткое описание чего-либо без подробностей (например, в толковых словарях), короткую историю, написанную в неформальном стиле и в общих чертах, наброски диалогов, пометки на полях, краткий план с тезисами и т.п. Понятие скетч используется также в музыке (где означает короткий отрывок инструментальной музыки, пародийную зарисовку, короткую импровизацию и т.п.) и в других сферах.
Дизайнерское
С точки зрения дизайна, скетч – это быстрые (в буквальном смысле нарисованные за несколько секунд или минут) рисунки от руки, похожие на наброски, эскизы, этюды, зарисовки. Другими словами, скетч – это определённая техника быстрого создания простых рисунков, быстрое рисование чего-либо (часто грубоватое и хаотичное) без прорисовки множества деталей.
В отличие от набросков, эскизов и других зарисовок скетчи могут быть не закончены. Для скетчей это – не обязательное условие. У них другая задача – быстро зафиксировать то, что Вы видите, и то, что Вы чувствуете. Поэтому часто для скетча достаточно просто наметить общие контуры и расставить основные акценты: линии, точки, формы, пятна.
Ещё одно отличие от эскизов заключается в том, что скетчи создаются по ходу: сидя на лавке в парке или за столиком в кафе, стоя в метро или в очереди, на конференции или на судебном заседании, когда движетесь Вы или человек, которого Вы рисуете – при любых обстоятельствах, но по вдохновению, а не на заказ. Это – часто непрофессиональные, но очень живые рисунки.
Подробнее о дизайнерском скетчинге
При помощи скетчей:
- конспектируют лекции и выступления, чтобы лучше их запомнить
- зарисовывают впечатления от путешествий, мероприятий, встреч
- иллюстрируют книги, статьи, презентации, чек-листы, репортажи
- выражают эмоции и мысли от увиденного, услышанного, прочитанного
- (своё состояние, своё отношение, своё понимание или свою точку зрения)
- визуализируют планы на завтра, карту сюжетов, ключевые идеи, sketch map
- фиксируют результаты мозгового штурма, какой-то порядок действий и т.п.
- и даже составляют фотороботы разыскиваемых людей (это – тоже скетчи!)
Смысл скетча заключается не в художественных способностях, а в перенесении на бумагу важных идей, мыслей, впечатлений.

Инструменты для создания скетчей:
- шариковая ручка
- простой карандаш
- цветные карандаши
- спиртовые маркеры
- акварельные краски
- линеры и даже кофе
- простая бумага для заметок, или стикеры для скетчей, или удобный скетчбук
Поскольку скетчи создаются в движении, то и инструменты для рисования скетчеры подбирают простые, лёгкие, удобные, карманного или «сумочного» размера, чтобы каждую минуту они были под рукой.

Так что же такое скетчноутинг?
В последнее время между литературным и дизайнерским скетчем возник некий симбиоз, благодаря чему родился совершенно новый жанр, которому долго не могли придумать названия. Этот жанр объединил в себе и текстовую составляющую (от литературного скетча), и художественную составляющую (от дизайнерского скетча). Вот так и появился скетчноутинг.

Журналисты, писатели, поэты, блогеры подхватили этот необычный миксованный жанр. Одни восторженно предложили: Ура! Давайте это использовать! Другие (не менее восторженно) согласились: Давайте! Но в то, что же таилось под мистическим «это», ни первые, ни вторые особо не вникали. 🙂
На сегодня скетчноутинг всё ещё мало изучен, но, судя по количеству запросов в интернете, очень востребован. А это означает одно – люди хотят знать, что это и как этим пользоваться. Да что там люди – мне самой этот вопрос до бессонницы интересен, ведь я не только пишу, но и рисую.
Если рассматривать скетчноутинг с точки зрения текста, то моих писательских знаний будет достаточно. Но если говорить о нём с дизайнерской точки зрения, то здесь мне необходимо мнение эксперта. С таким экспертом я познакомилась 22 ноября 2019 на IV Всеукраинском форуме общественных журналистов – он проводил там воркшоп «Скетчинг для СМИ».


Знакомьтесь: Ярослав Яковлев
Основатель Urban Sketchers Kharkiv, урбанист в Comixans проекте, арт-директор в креативном агентстве «Сяйво», преподаватель в Харьковской школе архитектуры (ник в Инстаграме: Jaro Jakovlev).



Он знает, про что говорит. А про то, чего не знает, не говорит. 🙂 Он привык разговаривать с художниками, дизайнерами, архитекторами, а тут – пытливая журналистская аудитория. 🙂 Но он красивенько выходит из положения:
– Я предлагаю вам написать колонку про скетчеров-урбанистов. Я буду интервьюируемым. Я хочу, чтобы к окончанию нашего воркшопа у вас на руках был черновик материала про скетчинг для журналистов. Пусть это будут простые зарисовки меня, как персонажа вашего интервью, и других участников воркшопа, сопровождаемые лаконичными текстовыми пометками на полях. Приступим?
Участники воркшопа чуток подофигели. Но деваться некуда – вызов принят! 🙂 Слушали спикера, задавали вопросы, рисовали что-то косо-криво-корявенькое, делали пометки на полях – словом, творили свой первый скетчноутинг. Кстати, в этой статье есть несколько скетчей, которые я успела сделать во время мастер-класса Ярослава Яковлева.

Что скетч означает лично для Вас?
Ярослав: Для меня скетч в любых его проявлениях – это некая короткая форма, некое средство фиксирования и запоминания. Вот Вы сейчас стенографируете то, что я говорю, а я сейчас стенографирую то, что Вы сейчас делаете (рисует нас маркером на доске). Просто Вы фиксируете это при помощи текста, а я фиксирую это при помощи рисунков. Такая череда бесконечных раздумий блуждающей руки по бескрайнему полю условного пространства.

(Смотрю, как он рисует на доске, и вспоминаю уличных художников на курортах, которые рисуют портреты за считанные минуты. Но Ярослав рисует за считанные секунды – пару линий, пару изгибов, пару штрихов – всё, скетч готов. Друзья, на это можно смотреть бесконечно. Это – настоящая магия!)
Ярослав: В качестве примера я принёс сегодня один из своих блокнотов со скетчами. Я составил его по впечатлениям от одного путешествия по Нью-Йорку и окрестностям. Вот лобби гостиницы. Вот спорт в парке. Вот группки людей. Их возраст, внешние особинки, настроение… Мне всегда это интересно. Для скетчера скетчбук – как для писателя дневник. Это – мой дневник и мои записи в дневнике.

Рождение движения Урбан Скетчинга
Вы – основатель движения Urban Sketchers в Харькове. Если с понятием скетчинг всё более-менее понятно, то что означает для Вас слово «урбан»?
Ярослав: Урбанистика для меня – это работа с людьми: круглые столы, полевые исследования, много встреч с людьми в разных форматах, места, где люди живут, работают, учатся, проводят время. Скетчинг – быстрые не до конца прорисованные наброски на скорую руку – явление с внушительным прошлым. Такие скетчи есть у многих художников. Но именно Урбан Скетчинг – это свежее современное движение, которому на сегодня чуть больше 10 лет.





Урбан Скетчинг объединяет художников-иллюстраторов, которые, чтобы сделать наброски, идут в люди. Зародилось это движение в 2008-м году в Сиэтле, когда журналист Габриэль Кампанарио решил делать зарисовки повседневного быта и регулярно выкладывать их в интернет через Фликр аккаунты. Но постепенно урбан скетчинг из простого инструмента оформления блогов/аккаунтов и создания документальных скетч-репортажей перерос в нечто большее.
Скетчеры посещали разные значимые мероприятия (конференции, митинги, форумы, заседания и т.д.), рассказывая новости при помощи скетчей. Группы скетчеров начали выходить на улицу в так называемые скетч-туры. Благодаря анонсам этих туров к скетчерам присоединялись все желающие. Вскоре организаторы разных публичных мероприятий наряду с фотографами и видеооператорами стали приглашать и скетч-корреспондентов, ведь скетчи – настоящие артефакты сродни музейным экспонатам.
Почему Вы занимаетесь скетчингом?
Ярослав: Мне интересен Харьков. Он быстро меняется: перестраиваются дома, меняются вывески, переименовываются площади, разрушаются древние фасады. Я хочу запечатлевать то, как он выглядит сегодня, потому что я живу этим конкретным днём. Мне также интересны люди, которые живут со мной сегодня. Я тоже спешу их запечатлеть в своих скетчах. Для меня иногда проще нарисовать их, чем описать словами.

История Харькова (казацкая, купеческая, советская) не менее интересна, чем архитектура – это неисчерпаемые возможности для урбанистических скетч-маршрутов. А ещё это занятие – отличная психологическая разгрузка. Так что скетч – это всё про жизнь. Скетчинг помогает мне быстро зафиксировать не только то, что я вижу, но и то, что я думаю, не только то, где я бываю, но и то, что я чувствую.
Журналистика говорит нам: Берите информацию, раскладывайте её на атомы и доносите целевой аудитории. Но когда рисует художник, он редко думает о целевой аудитории. Художник рисует, потому что у него болит. Он не знает, как это вылечить. Многие художники часто сходят с ума, жгут и режут картины, умирают в бедности и отшельничестве. Потому что вот эта жизнь, нарисованная на холсте красками, им кажется фальшью.
Если Вы читали биографии известных художников, то Вы знаете, что многие из них – очень несчастные люди, потому что у них нет баланса. У них слишком большой перегиб в сторону ощущения мира и себя. И в этом смысле скетчинг даёт мне такой баланс – я позволяю себе рисовать некрасиво, не идеально, без портретного сходства и правил перспективы. Я позволяю себе испортить десятки листов бумаги или не закончить эскиз.

Скетчбук или всё-таки телефон?
Зачем журналисту скетчбук, если есть телефон? Зачем рисовать скетчи, если можно сделать сотни фотографий?
Ярослав: Иногда рисунком можно сказать намного больше, чем мобильником. Но мобильником – быстрее. Если нужно очень оперативно – пишите текст и делайте фото. Если дедлайн позволяет – пишите текст и делайте скетчи. Хотя бы просто ради разнообразия. Скетчноутинг привлечёт дополнительный сегмент аудитории – людей с art touch.
Меня часто спрашивают: Чем ты занимаешься? Я отвечаю: Я рисую на улицах. Меня переспрашивают: Ты рисуешь на стенах? А я говорю: Нет! Я рисую между стен! Меня часто спрашивают: Как бы ты сам охарактеризовал своё искусство? Я отвечаю: Не знаю… Оно кажется мне несколько грубоватым, шероховатым, с матерщинкой, не проснувшимся… Наверно, от того, что я тоже всегда боялся рисовать. Я переживал из-за того, что человек, которого я рисую, будет не похож на себя. Но потом я понял: в скетче схожесть – не главное! Главное – эмпатия!

Зарисовки на жёлтых стикерах
Пересмотрела скетчи Ярослава. Среди них много жёлто-серых набросков, нарисованных в одном стиле. Спрашиваю об этом.
Ярослав: Аааа… Это – зарисовки на жёлтых стикерах. Стиль, который я нашёл в процессе полевых исследований. Однажды мы работали в Ивано-Франковске. Задачей нашей группы было взять интервью у жителей города. Помню, мне было тогда как-то тяжело. Я не понимал, как зайти в этот социум и что у этого социума брать. Что у них спрашивать? И тогда я начал рисовать. Нарисовал примерно 50 зарисовок, из которых позже сделали книжечку «Франек, добрый ранок!». Выиграли грант на издание этой книги. Распространяли её через рестораны как оригинальный сувенир из Украины. В результате собрали деньги и вложили их в другое дело. Так что скетчинг – это часто и прибыльно. 🙂
Ваши главные правила скетчинга?
1. Увидеть
Мы просто смотрим, а надо заставить себя увидеть. Понимаете? Вспомните, как мы ищем подходящий ракурс через телефон. Просто включите функцию «Фотоаппарат» и поищите, что снять.
2. Главная линия
С чего можно начать рисовать? Определите главную линию. Начните с неё. Например, как стоит тот человек? Куда ведёт главная линия? Что дальше? Определите, что просится в центр Вашей композиции?
3. Моя эмоция
Я рисую так, как чувствую. Никто не нарисует мою эмоцию лучше, чем я сам. Потому что я – уникален. Нигде в мире больше нет такого Ярослава, как я. Просто вложите свою эмоцию в карандаш.
4. Вовремя бросить
В рисование втягиваешься. Хочется улучшать рисунок до бесконечности. Но в скетче лучше всё вовремя бросить. Но когда именно это сделать? Когда устал, когда эмоция выплеснулась, когда мысли закончились. Пусть всё будет незаконченным… За это не стоит переживать. Скетчноутинг тем и хорош, что всё недосказанное можно договорить в текстовых заметках.

Ваш самый памятный скетчноутинг?
Это – мой блокнот для зарисовок «Репортаж по Харьковскому метро». Я езжу в метро и рисую людей, которые едут вместе со мной. Вокруг этих скетч-портретов я всегда пишу какой-то текст. Один человек – одна страница в блокноте.
Здесь я вывел для себя правило:
- рисуя толпу, передавай атмосферу, которую она создаёт
- рисуя группу людей, передавай стиль который их объединяет
- рисуя одного человека, передавай его личную жизненную историю
Что пожелаете изучающим скетчноутинг?

Научиться думать, потом видеть и только потом – рисовать. Это – правильный порядок действий. Будучи детьми, мы рисуем неосознанно. Все мы в детстве – очень творческие. Но взрослые часто говорят нам, что мы плохо рисуем, отбивая этим охоту рисовать.
Часто мои ученики рассказывают мне: Представляешь, нарисовал в 3-м классе картинку, мне поставили двойку и сказали перед всем классом, что это – очень плохо. Сегодня я – взрослый человек, но до сих пор в моей голове есть какой-то блок, который не даёт мне взять карандаши и что-нибудь нарисовать.
Те, кто отбивает у нас охоту рисовать, не понимают, что они тем самым отбивают охоту видеть и думать. Мы смотрим на букву А и видим в ней… только букву А. Но тот, кто рисует, видит больше.
(Ярослав рисует перевёрнутую букву А, а потом вдруг, на наших глазах, за пару штрихов и линий эта перевёрнутая А превращается в… быка. Фантастика! А ведь она и есть – символ быка – алеф.)
Взрослея, мы теряем цвет и округлости. В наших рисунках остаются лишь чёрточки, палочки, линии. Из всего многообразия инструментов мы используем почему-то только белый лист и ручку. Да, начните с белого листа и ручки, карандаша, маркера. А потом разрешите себе экспериментировать.
- Не стремитесь сразу рисовать людей. Начните с зарисовки мелкой графики: например, только рук. Включайте не логику, а образное мышление. Не бойтесь быть в толпе. Рисуйте везде.
- Не стесняйтесь рисовать некрасиво. Мы любим даты, цифры, факты и любую другую конкретику. Но скетчер позволяет себе набрасывать на бумагу нечто бесформенное и не конкретное.
- Ловите момент! Здесь вам не позируют модели. Схватите взглядом момент сами. Потому что вы рисуете обычных людей, поза которых может меняться несколько раз в течение одной минуты.

Обучалки и книги про скетчноутинг
Работы каких скетчеров вы советовали бы посмотреть тем, кто только вникает в эту тему?
- Gabriel Campanario
- Steve Mumford
- Richard Johnson
- Veronica Lawlor
- Paul Madonna
- Steve Brodner
- Oliver Kugler
- Walt Taylor
Есть также несколько книг по дизайнерскому скетчу, которые помогут освоить скетчинг от и до:
- Марк Кистлер «Вы сможете рисовать через 30 дней»
- Баррингтон Барбер «Рисуем карандашом: экспресс-курс»
- Purmix.ru (поэтапные инструкции для создания скетчей)
- draw.demiart.ru (подборка хороших уроков по рисованию)
На сегодня есть единственная книга про скетчноутинг. Просто вбейте в поисковик: Майк Роуди «Визуальные заметки: Иллюстрированное руководство по скетчноутингу». Стоит недорого. Друзья, если Вам известны другие книги именно по скетчноутингу, напишите, пожалуйста, в комментариях название.
Оффлайн и онлайн обучение скетчингу
А если почувствуете, что просмотра работ известных скетчеров и прочтения профильных книг недостаточно, если Вы хотели бы подробнее узнать о жанрах скетчей, досконально изучить разные приёмы быстрого рисования, да и просто потусоваться в среде единомышленников, запишитесь на оффлайн или онлайн курсы скетчинга:
- онлайн-курс Нетологии «Скетчинг: Яркие образы и эффектная подача»
- скетчинг обучение (курс Ольги Сорокиной)
- онлайн школа скетчинга Вероники Калачёвой
- кемпы для скетчеров от Urban Sketchers Kharkiv
- и другие (поищите такие ивенты в своём регионе)
Что же касается текстов во всех их проявлениях, то их созданию тоже нужно учиться. Ведь журналисту надо не просто нарисовать скетчи для скетч-репортажа, но и скрепить эти рисунки текстом. Изучить все литературные жанры (копирайтинг, журналистика, писательство) Вы можете в нашей Школе Копирайтинга.
Заключение
Очень благодарна Ярославу за шикарный воркшоп! Теперь я, наконец, знаю, что делать с сотнями своих зарисовок на полях. 🙂 Теперь этому определено имя – скетчноутинг. И множество творческих людей, которые не только пишут, но и рисуют, могут взять новый жанр на вооружение. Он отлично разбавит поток фотографий! Он придаст нашим блогам и аккаунтам изюминку! Он заточит наше журналистское перо и писательское зрение!
© Ирина Иваськив
Хотите исследовать другие грани скетчинга дальше? Читайте наши статьи:
- Метод да Винчи для преодоления застоя в творчестве
- Навыки критического мышления: учимся задавать вопросы правильно
- Интеллект-карта: суть приёма, правила составления и примеры использования
Залишити відповідь