шедевры классической музыки

Шедевры классической музыки: 3 легендарных патетических произведения

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Шедевры классической музыки… Невозможно составить список легендарных произведений — ведь их так много! И расставить их по значимости тоже невозможно — ведь каждое из них по-своему является великим! Одни из них оставили неизгладимый след в истории музыки, другие стали знаковыми для целого общества, а третьи имели большое значение для конкретного композитора. Так или иначе, шедевры классической музыки могут разбудить в людях эмоциональные переживания: от радости до отчаяния. Сегодня мы поговорим лишь о 3 легендарных произведениях классической музыки. Знание предыстории создания конкретного произведения обычно помогает посмотреть на эпохальную композицию совершенно с другой стороны. Давайте прикоснёмся хотя бы к тому, что уже лежит на поверхности классического произведения, а потом, возможно, Вам захочется заглянуть глубже.

Шедевры классической музыки: десятая симфония Д.Д. Шостаковича

шедевры классической музыки

Десятая симфония – одно из самых великих и масштабных произведений XX века. Это очень личное, автобиографичное сочинение Шостаковича. Оно откликается не только на переломные события в биографии самого композитора, но и на события отечественной истории. Существует версия, что именно этой симфонией Шостакович откликнулся на смерть Сталина.

До этой симфонии Шостакович восемь лет ничего не писал. Его последняя девятая симфония навлекла на него гонения. Все ждали, что это будет произведение-апофеоз, прославляющее победу, но услышали в нём что-то непонятное, непривычное, двусмысленное. Недовольству критиков не было предела. На партийном собрании музыка Шостаковича была признана вредоносной для общества. Его ругали и поносили на всех собраниях и в итоге уволили из консерватории.

Опальный композитор ушёл в себя, не хотел никого видеть, а музыку писал ради заработка, такую, какая была нужна существующему строю. И вот — новая симфония, которая потрясла многих! 17 декабря 1953 года в Ленинграде состоялась премьера десятой симфонии в исполнении Государственного симфонического оркестра под управлением Мравинского.

Вслушайтесь в эту музыку: какие картинки рисует Ваше воображение, когда Вы слушаете её?

Шедевры классической музыки: симфония №6 П.И. Чайковского

шедевры классической музыки

Шестую симфонию Чайковского можно назвать чуть ли ни самым трагическим произведением в отечественной и мировой симфонической литературе. Эту симфонию называют ещё «Патетической», потому что в ней противопоставляются темы жизни и смерти. Многие считают, что Чайковский, сочиняя свою последнюю симфонию, уже думал о вечности. За тревожными звуками первой части слышатся мысли о бренности бытия. В этой части симфонии композитор цитирует песнопение «Со святыми упокой», подчёркивая отчаяние своего состояния.

Что же сам Пётр Ильич думал о своей симфонии? Раскрывать кому-то ни было смысл этого произведения он категорически отказывался. Представления о его замыслах основываются либо на косвенных свидетельствах его современников, либо на собственных впечатлениях слушающих.

А впечатления могут быть противоположными. Муки мятущейся души, прорывающиеся в этой симфонии, говорят о душевном кризисе, которые, возможно, охватывали композитора. Сейчас это совершенно очевидно. В этом шедевре эмоциональной тоски выражены с несравненным талантом и красотой глубокие сцены душевных терзаний, отчаяния и безысходности.

Но современники, которые присутствовали на премьере в октябре 1893 года, никаких признаков потрясения в симфонии не обнаружили. Произведение всем понравилась, ничего особенного, неординарного, публика в нём не заметила. Предполагают, что такая реакция была от того, что дирижировал оркестром, последний раз в своей жизни, сам Чайковский, а его дирижёрский талант был не так хорош, как композиторский.

Так или иначе, но симфония №6 Петра Ильича Чайковского, как и другие шедевры классической музыки, навсегда останется достоянием мировой культуры. Послушайте финал этой симфонии. Какие мысли возникают у Вас, когда Вы слушаете это произведение?

Шедевры классической музыки: «Патетическая» соната №8 Бетховена

шедевры классической музыки

Эта соната была посвящена князю Карлу фон Лихновскому. Написана она была в 1798-1799 годах и первый раз была опубликована в декабре 1799 года.

Гениальный композитор Бетховен был ещё и неподражаемым пианистом-виртуозом. Фортепианная музыка была для него как раскрытая тетрадь, где он описывал свою жизнь, свои переживания и наблюдения. Бетховен написал свою «Большую патетическую сонату» (так автор ее сам озаглавил), когда ему было 29 лет. В это время он уже стал замечать первые признаки глухоты. Потеря слуха не сломила композитора. Он продолжал сочинять великие произведения, которые сам никогда не слышал. Может быть, по этой причине музыка Бетховена так полна страданием и преодоление его.

«Патетическая» соната была принята современниками как смелое произведение с абсолютно новым направлением, потому что до неё не было ни одного такого глубокого фортепианного сочинения. С первых аккордов музыка притягивает к себе, и оторваться от прослушивания её уже нет возможности. Мелодия проста и величественна, что говорит о зрелости композитора.

В начале сонаты можно услышать тему горя и печали, как будто автор рассказывает о своём недуге. В это время Бетховен жил в Вене – в городе, прославленном композиторами и музыкантами. Своими сочинениями и виртуозной игрой на фортепиано Бетховен уже сделал своё имя общеизвестным. И вдруг – удар! Глухота! Как жить?

Это было первое произведение, где Бетховен как бы сообщает, что будет бороться с недугом и победит его. Если в начале сонаты мы слышим отчаяние, то дальше отчаяние сменяется решимостью, энергией, вызовом судьбе. Светлая грусть в соединении с радостью жизни звучит в финале, который заканчивает сонату кодой, несущей идею мужества и непреклонности.

Как и другие шедевры классической музыки, «Патетическая» соната пережила вечность и остаётся сверкающей сонатой на все времена. Послушайте 3-ю часть сонаты: сказали бы Вы, что это гениальное творение написано глухим композитором?

Заключение

Эти шедевры классической музыки стали для нас историей мировой музыкальной литературы. Но без этой истории нет настоящего и нет будущего. Эту музыку слушали, слушают и будут слушать всегда. Эта музыка творит чудеса, поднимает настроение, успокаивает и окрыляет. Её звуки будоражат душу, делая нас лучше и чище. Поэтому слушайте и наслаждайтесь музыкой, которая переживает века!

© Людмила Рагузина

Откуда взялась музыка? Когда она появилась на земле? Зачем она нужна? Какой голос у Бога? Как были устроены музыкальные школы при скинии? Какие музыкальные инструменты первые люди использовали для богослужений? Как первые люди записывали музыку? Что Библия говорит о музыке? Если вас когда-нибудь интересовали подобные вопросы, смотрите Библейские уроки музыки на нашем канале в Ютубе.

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − десять =