музыкальные упражнения

Музыкальные упражнения: увлекательная музыкальная лесенка для дошкольников

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Утро ступенька за ступенькой превращается в день. С Вами Ирина Иваськив. Музыкальные занятия для дошкольников требуют колоссальной подготовки: чуть замешкался и… внимание твоих маленьких учеников рассыпалось. Поэтому всегда искала самые-самые-самые увлекательные музыкальные упражнения, игры, попевки для работы с дошкольниками. А когда не находила их, то… садилась сочинять их сама. )))

Музыкальные упражнения: 3 проблемы

В Интернете музыкальных упражнений достаточно много. Но основных проблем, связанных с ними, всегда три:

1) не получается найти музыкальные упражнения, которые идеально подходили бы теме занятия (курсовой, реферата и т.п.) и/или возрастной группе детей;

2) крайне мало или вовсе нет новых интересных упражнений (ведь старые музыкальные упражнения, какими бы они ни были хорошими, рано или поздно надоедают и детям, и учителю, а как «реанимировать» их, не каждый сообразит);

3) многие музыкальные упражнения описывают лишь правила игры или порядок действий, но каждый учитель мечтает о том, чтобы, помимо идеи, музыкальные упражнения включали бы и такую необходимую речь учителя: что говорить, показывая то или иное наглядное пособие (ведь не у всех же получается говорить просто, понятно, с увлекательными преподавательскими приёмчиками).

С учётом этих трёх проблем поделюсь с Вами частью своих конспектов: эти музыкальные упражнения сама для себя называю «Музыкальная лесенка». Эти музыкальные упражнения рассчитаны на дошкольников, их можно адаптировать под любую тему занятия, прилагаю к ним пояснения, как лучше изготовить лесенку, и речь для учителя.

Музыкальная лесенка своими руками

музыкальные упражнения

Изготовьте лесенку, придерживаясь указанных на рисунке размеров. Эти размеры – оптимальны: музыкальная лесенка будет не слишком маленькой (то есть она будет видна всем детям в группе) и не слишком громоздкой (то есть её легко будет положить в пакет вместе с музыкальными учебниками и нотными тетрадями).

музыкальные упражненияЕсли Вы не планируете носить лесенку туда-сюда, сделайте её объёмной. Мне мою лесенку нужно было возить на репетиции с собой, поэтому я попросила сделать её плоской.

Лучший материал для изготовления лесенки – фанера. Подойдёт и плотный картон (можно использовать картон с больших упаковочных коробок), но если с такой лесенкой попасть под дождь – сами понимаете, долго она не прослужит.

Лучше сделать её один раз, но качественно, так, чтобы она прослужила многие годы.

Вырезанную из фанеры лесенку попросите тщательно зашкурить, и лишь потом покрасьте её несмываемой краской (чтобы лесенку можно было мыть). Цвета лучше использовать яркие – чтобы лесенка всегда привлекала внимание детей. У меня она – оранжевая.

О чём важно помнить в работе с малышами

Музыкальный диапазон дошкольников невелик – всего 5 рабочих нот. Даже если Вы используете песню, диапазон которой больше 5 нот, будьте уверены, что дошкольники «упакуют» эту песню в свои доступные 5 нот, то есть крайние низкие и крайние высокие ноты будут звучать фальшиво и глухо. Поэтому советую изготовить 2 лесенки: одна – с пятью ступеньками, другая – с восемью. Для трёхлеток и четырёхлеток используйте первую лесенку, для дошкольников постарше – вторую.

Не советую на занятие с трёхлетками брать лесенку с 8 ступеньками и использовать только 5 из них – лишние ступеньки будут постоянно отвлекать любопытных малышей и уводить занятие то вправо, то влево (в результате и основной материал плохо запомнится, и продолжительность занятия увеличится).

Вот этот рабочий диапазон дошкольников находится в середине 1-й октавы: от ноты Ре до ноты Ля. Поэтому, работая с 5-ступенчатой музыкальной лесенкой, используйте музыкальные упражнения в Ddur, то есть:

  • 1-я ступенька лесенки должна звучать как Ре 1-й октавы
  • 2-я ступенька – Ми 1-й октавы
  • 3-я ступенька – Фа# 1-й октавы
  • 4-я ступенька – Соль 1-й октавы
  • 5-я ступенька – Ля 1-й октавы

Советую при использовании лесенки с 5 ступенями не называть названия нот (до, ре, ми и т.д.), а использовать слово ТОП (топать). Названия нот советую вводить позже, когда Вы перейдёте на освоение 8-ступенчатой лесенки (ты подрос и лесенка подросла). Для лучшего запоминания нот можно наклеить на ступеньках и названия нот, записанные буквами, и рисунки слов, которые начинаются с нот:

  • До домик
  • Ре репка
  • Ми мишка
  • Фа фартук
  • Соль солнышко
  • Ля лягушка
  • Си синичка

Но не стоит клеить названия нот и рисунки на 5-ступенчатой лесенке – они будут очень отвлекать малышей.

Использование героев-помощников

Осваивая музыкальные упражнения с малышами, используйте какого-нибудь героя: девочку Машу, которая пришла в гости, чтобы научиться петь, Зайчика, который любит скакать по лесенке, Лунтика, который, падая с Луны, попал на музыкальное занятие, и т.п.

Героев используйте на первых занятиях, затем придумайте способ “отпустить” их, через некоторое время пусть они снова заглянут к Вам в гости. Не стоит использовать их постоянно – лучше будет, если дети будут успевать немного соскучиться по ним.

Иногда меняйте героев, на открытые или праздничные уроки приглашайте всех героев. На тех занятиях, на которых Вы работаете без героев, топая по лесенке, выразительно дотрагивайтесь ладонью к каждой ступеньке, которую пропеваете.

Сядьте на стул около пианино. Дети должны сидеть полукругом перед Вами. Пианино должно быть на расстоянии вытянутой руки сбоку от Вас – для того, чтобы Вы время от времени могли проверить себя (не съехали ли Вы в интонировании с тональности Ddur). Поставьте себе на колени лесенку и куклу Машу, проверьте себя на пианино, улыбнитесь. Всё, Вы готовы. )))

музыкальные упражнения
Музыкальное занятие в Детском центре “Браво” г. Алматы

Музыкальные упражнения с текстом учителя

Знакомство с музыкальной лесенкой

  1. Смотри, что я принесла на урок. Это лесенка. Но эта лесенка – необычная. Эта лесенка – музыкальная. Вот послушай, как звучат её ступеньки (медленно пропеть вверх от Ре к Ля в Ddur, а затем вниз от Ля к Ре), используя слово “ТОП”. На этой музыкальной лесенке каждая ступенька звучит по-разному: вот самая низкая ступенька (пропеть слово ТОП на ноте Ре), вот ступенька немного выше (Ми), а вот самая высокая ступенька (Ля). Давай мы с тобой походим по этой лесенке. Сначала пойдём вверх (медленно пропеть: топ-топ-топ-топ-топ). А теперь пойдём вниз …
  2. А теперь попробуй отгадать, куда я по ступенькам пойду, вверх или вниз. Я куда захочу, туда и пойду. А тебе это нужно будет отгадать. Давай ты закроешь глаза (только не подсматривай). Послушай внимательно, куда я по ступенькам иду, вверх или вниз. (Пропеть вверх). Открывай глаза. Ну, что скажешь? Куда я по ступенькам ходила? Да, вверх! Точно! Хочешь, я ещё раз тебя проверю! Закрывай глаза, слушай! (Пропеть опять вверх). Открывай глаза. Готов ответить? Куда я по ступенькам ходила? Да, опять вверх! Какой ты внимательный!

Навыки счёта на музыкальной лесенке

  1. Слушай, а ты считать умеешь? А до какой цифры ты умеешь считать? До пяти? Аж до десяти?! А давай пройдёмся по нашей музыкальной лесенке, но на каждой ступеньке будем прыгать по 2 раза (повторить упражнение 2 раза вверх и вниз). А если на каждой ступеньке по 3 раза прыгать, сможешь? (Повторить упражнение 1 раз вверх и вниз).
  2. Да, считать ты умеешь. Ну, ладно, это просто упражнение лёгкое было. А теперь я для тебя придумала такое упражнение сложное: тебе нужно будет считать звуки с закрытыми глазами! Давай ты закроешь глаза. Послушай внимательно, сколько звуков ты слышишь: два, или, может, один, или аж три. Закрыл глаза? Слушай! (Пропеть: топ-топ на ноте Ре). Открывай глаза. Что скажешь? Сколько звуков ты услышал? Успел посчитать? Точно! Два! И ещё одна проверочка! Закрывай глаза, слушай! (Пропеть опять два звука на ноте Ре). Открывай глаза. Что скажешь? Сколько звуков прозвучало? Да, представь, опять два! Ты очень-очень внимательный! (Повторить упражнение ещё 2 раза, пропевая сначала 1, потом 3 звука на ноте Ре).

Другие музыкальные упражнения с лесенкой

  1. Ой, чего только нельзя делать на этой музыкальной лесенке. Например, я могу прыгать на одной ступеньке (пропеть: топ-топ-топ на одной ноте Ре). А, если захочу, то могу перепрыгивать с одной ступеньки на другую (пропеть: топ-топ-топ на нотах Ре-Ми-ре). Давай ты сейчас отгадаешь, на одной ступеньке я прыгаю или перепрыгиваю с одной на другую. Закрывай глаза. Слушай. А теперь открывай глаза. Что скажешь? Как тебе показалось? На одной ступеньке я прыгала или на разных? (повторить упражнение 3 раза).
  2. Вы можете ходить по лесенке быстро и медленно, весело и грустно, тихо и громко. На всякий случай скажу: не используйте все упражнения с лесенкой на одном занятии. ))) Учитывая то, что дошкольники хорошо обучаются при систематическом повторении материала, описанных в этой статье упражнений хватит на полгода занятий минимум. )))

музыкальные упражнения

Попевки на одной ноте для музыкальной лесенки

Текст учителя: Есть много песен, которые поются на одной музыкальной ступеньке. Вот послушай:

Дождик, дождик, кап-кап-кап

Ты не капай долго так!

Хватит землю поливать –

Нам пора идти гулять!

Кап-крап-хлюп-бульк!

А ты так сможешь?

Упражнение можно пропевать поочерёдно на каждой ступеньке.

Заключение

Друзья, если статья была для Вас полезной, напишите об этом в комментарии. Если Вы копируете материалы, пожалуйста, указывайте авторство. Если есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте! ))) А ещё я подготовила текст учителя на украинском языке для тех, кто проводит занятия на украинском языке. Его можно скачать по этой ссылке. Благословений!

© Ирина Иваськив

Музыкальные упражнения полезны не только детям, но и взрослым. Читайте наши статьи и пополняйте свои коллекции музыкальных упражнений:

Откуда взялась музыка? Когда она появилась на земле? Зачем она нужна? Какой голос у Бога? Как были устроены музыкальные школы при скинии? Какие музыкальные инструменты первые люди использовали для богослужений? Как первые люди записывали музыку? Что Библия говорит о музыке? Если вас когда-нибудь интересовали подобные вопросы, смотрите Библейские уроки музыки на нашем канале в Ютубе.

Понравилась статья? Поделитесь ею!

2 thoughts on “Музыкальные упражнения: увлекательная музыкальная лесенка для дошкольников

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

three + 7 =