Как рассказать детям про деньги или Бизнес Крокодила Гены
Оглавление
А не поговорить ли нам сегодня про деньги? С Вами Ирина Иваськив. Мы, родители, так часто жалуемся, когда наши взрослые дети испытывают постоянные финансовые затруднения. Мы не хотим признаваться себе в том, что не научили своих детей обращаться с деньгами. Да, мы можем найти этому убедительные оправдания (мол, наши родители нас тоже этому не научили), но лучше не надо. ))) Давайте потихоньку разбираться в этих вопросах. Статья получилась большая. Но в ней Вы найдёте всё (и советы, и мнения разных специалистов, и темы для «денежных» бесед, и игры, и квесты, и ребусы, и списки книг о финансовой грамотности, и мультики про деньги, и пословицы, и загадки, и даже рукоделие). Здесь собрано всё о деньгах – это удобно при подготовке к занятиям. Так что не забудьте сохранить статью в своих закладках!
Когда начать говорить про деньги
Если Вы спросите меня, когда лучше начать рассказывать детям про деньги, скажу так: лучше начать знакомить детей с деньгами, когда они ещё маленькие. Это – мудро. Потому что с самых первых лет жизни малыши будут узнавать ценность денег. Маленькие дети видят, как мама и папа достают из кошелька деньги, но они понятия не имеют, как эти деньги туда попали, и насколько быстро они могут исчезнуть. Начиная с дошкольного возраста, учите детей тому, как бережно обращаться с деньгами. Это поможет малышам сделать важные открытия:
- деньги почему-то быстро исчезают, когда их тратят на ненужные предметы
- деньгами можно распоряжаться и по-другому, и тогда их хватит на дольше
Конечно, выработать хорошие денежные привычки никогда не поздно, но если Вы начали трудиться в этом направлении с маленькими детьми, через несколько лет Вы сможете наблюдать у них осознанное отношение к деньгам. Доктор Дэвид Андерсон, директор Центра расстройств поведения при Институте детского разума, предлагает начать говорить о деньгах, когда ребёнок учится во втором или третьем классе. «Именно тогда математические навыки большинства детей доходят до того, что они способны понять арифметические действия с деньгами».
Если Вы спросите меня, кто должен рассказывать детям про деньги, скажу так: этому учат в семье (родители, бабушки и дедушки, другие близкие члены семьи). Школьные учителя могут преподавать различные темы, касающиеся денег, но они не ответственны за то, чтобы научить наших детей эффективному практическому управлению финансами, – такой опыт дети получают в семье.
Что думают зарубежные специалисты
Разговор с детьми про деньги – это важная составляющая в развитии здоровых отношений с детьми. «Это – не разовый разговор. Это – часть ежедневного общения с детьми», – говорит Линн Сомерман, тренер по денежным вопросам и основатель The Wiser Miser. «Когда возникают темы о деньгах, и Ваши дети рядом, говорите о финансах так открыто, как только возможно в Вашей ситуации».
Вовлекайте своих детей в каждодневные финансовые решения. Например, в супермаркете можно изучать ассортимент вместе, чтобы на основании того, что есть в продаже, решить, что приготовить на ужин. Можно также обсудить с детьми покупку, исходя из имеющегося бюджета: например, у детей может быть одна пара более дорогой обуви или две пары более дешёвой обуви, потому что на обувь в этом сезоне семья может выделить не больше такой-то суммы денег.
Попросите своих детей помочь Вам сравнить цены. Так дети быстрее поймут, почему некоторые вещи стоят дороже. Вот такой же продукт, но стоит дороже. Почему? Потому что его сделала более известная фирма. А этот продукт стоит дороже, потому что он имеет лучшее качество изготовления или большую экологичность.
Правила, касающиеся денег, в семье
Дети обращаются к родителям за подсказками в тех или иных уроках. Управление капиталом в этом смысле не должно стать исключением. Большая часть обучения детей хорошим финансовым привычкам заключается в том, чтобы Вы сами их моделировали. Если родители привыкли бездумно тратить много денег, это не очень хороший пример для детей. Сообщите своему ребёнку, какие нормы в отношении денег приняты в Вашей семье. Приведите примеры, которые ребёнку будет несложно выполнять. Например:
- Прежде, чем отправиться в магазин, мы составляем список продуктов и согласовываем бюджет.
- В магазине мы придерживаемся списка, даже если очень хочется потратить всё на угощения.
Воспитывайте «денежные» привычки
- учите детей распределять финансы на категории: эта сумма – на игрушку или поилку для хомячка, эта сумма – на сладости
- объясните детям, как планировать расходы: эту сумму можно потратить сейчас, а эту сумму – постарайся потратить позже
- поощряйте детей выделять средства на благотворительные взносы, помощь нуждающимся, пожертвование в церкви
Объясняйте детям не только хорошие «денежные» привычки, но и плохие. Например, старайтесь избегать покупок с целью поднять себе настроение. Установите секретный период ожидания, чтобы защититься от импульсивных покупок. Ты всё ещё думаешь об этой паре обуви неделю спустя?
По словам доктора Андерсона, когда родители с самого начала моделируют хороший финансовый пример для подражания, дети начинают понимать, что умение разбираться с деньгами — это часть взросления, и соблюдать финансовые ограничения становится для них уже не так напряжно.
Темы про деньги для бесед с детьми
- Что такое деньги
- История происхождения денег (Откуда взялись деньги)
- Как монеты выглядели в древности
- Из чего сделаны современные деньги
- Деньги в Вашей стране, в других странах
- Возрастание номинала на купюрах
- Что нарисовано/написано на купюрах
- Основные виды денег: монеты, купюры
- Функции денег (мера стоимости, средство платежа, средство накопления, средство обращения)
- Зачем нужны электронные деньги
- Как вещи появляются в доме
- Где и как люди делают покупки
- Деньги оплачивают труд людей
- Уважение к деньгам
- Как сделать покупку самому и т.д.
Что важно знать о карманных деньгах
Один из самых распространённых способов познакомить детей с идеей ответственных расходов – начать давать им карманные деньги. Сколько Вы даёте, зависит от Ваших финансовых возможностей и заведенных в семье правил, но любая сумма может быть отличным способом научить детей обращаться с деньгами.
Первое, о чём нужно подумать, говорит доктор Андерсон, это «какое поведение должно быть связано с получением карманных денег». Конечно, есть немало случаев (день рождения, семейный праздник, победа в конкурсе и т.д.), когда ребёнок может получить деньги в подарок. Карманные деньги следует рассматривать скорее как зарплату – это что-то заработанное, а не еженедельный подарок. Получение карманных денег (независимо от того, связаны ли они с успеваемостью или работой по дому) надо обсудить и чётко озвучить.
- Обеспечьте своих детей всем необходимым для удовлетворения их потребностей (другими словами, дети не должны тратить карманные деньги на удовлетворение своих первоочередных нужд).
- Начинайте давать детям небольшие карманные деньги: на неделю (для младших детей) или на месяц (для детей постарше).
Как научить детей тратить осознанно
Следующая вещь, о которой стоит подумать, когда речь идёт о карманных деньгах, это то, как можно тратить свои деньги. Именно здесь родители могут начать говорить о бюджете, сбережениях, контроле импульсивных покупок и отсроченном вознаграждении.
Чтобы научить ребёнка тратить деньги осознанно, выдавайте карманные деньги двумя способами: одну часть – наличными, другую часть – на накопительную карту. Согласуйте с ребёнком цель и план сбережений: на что он хотел бы накопить? Например, поездка в его любимый парк развлечений, или предмет одежды, который он хочет (но не нуждается), или новый велосипед и т.д.
Как только ребёнок накопит достаточно денег для достижения своей цели, доктор Андерсон предлагает дать ему возможность решить, чего он хочет: потратить деньги или продолжить их копить. Таким образом, «дети могут решить, когда это что-то неважное, а когда это что-то значимое или ценное».
Найдите способы экономить деньги
Только тогда, когда ребёнок ломает игрушку, которую купил сам, он понимает истинную ценность денег. Мои дети пережили настоящий шок, когда сломали зарядное устройство для планшета, которое купили на свои деньги. Им пришлось снова копить деньги, чтобы купить новое зарядное устройство. Знаете, как они его сейчас берегут? ))) Это был важный урок для них. Если возможно, учите детей чинить вещи, когда они ломаются, а не выбрасывать их. Вместе с детьми можно реставрировать книги, ремонтировать одежду и т.д.
Покажите своим детям платёжные документы на оплату коммунальных услуг. Например, счёт за электричество. Вместе с детьми поразмышляйте о том, как можно бы сократить расход электроэнергии (и, соответственно, сумму на её оплату). Договоритесь в течение месяца экономить свет (например, не забывать выключать свет в комнате, если там никого нет). Через месяц снова вместе с детьми рассмотрите новый счёт за электроэнергию, сравните, сделайте выводы. Проделайте то же с другими коммунальными платежами.
Разработайте систему накопления
Расскажите детям о том, как взрослые члены семьи накапливают деньги для долгосрочных и дорогостоящих целей: семейный отпуск, новая машина, оплата обучения, рождение ребёнка, выход на пенсию и т.п. Покажите им, как деньги соединяются и «растут». У детей тоже могут быть долгосрочные финансовые цели: например, покупка детского надувного бассейна. Такие покупки требуют накопления финансов. Помогите детям организовать сбор денег на такую цель:
- придумайте с детьми накопительную систему: копилки, «банкоматы», «сейфы» для сбережений, piggy-banks, домики для денег, накопительный счёт, семейный банк и т.п.
- собирая деньги в прозрачной ёмкости, можно будет видеть, как они накапливаются (это так раззадоривает), а непрозрачная ёмкость будет поддерживать чувство тайны
- создайте семейный фонд, в который могли бы вносить вклад все члены семьи, регулярно отслеживайте сбережения, чтобы стимулировать энтузиазм
- отмечайте увеличение суммы при помощи понятных графиков или картинок: например, нарисуйте этот детский бассейн и закрашивайте его частями
- обсудите, как все члены семьи могли бы дополнительно подработать, чтобы быстрее накопить на дорогую покупку, празднуйте промежуточные победы в сборе денег
Дети будут испытывать глубокое чувство гордости за участие во «взрослом» семейном проекте. Они будут учиться ответственности и настойчивости, которые так необходимы в достижении долгосрочных денежных целей.
Можно ли зарабатывать деньги?
- предоставьте детям возможность зарабатывать деньги (предложите оплату за «дополнительную» работу по дому и двору)
- поощряйте детей к несложной оплачиваемой работе, чтобы они понимали: для создания богатства необходимы усилия
- дети будут чувствовать энтузиазм от своих собственных усилий и гордость за хорошо и вовремя выполненную работу
- хвалите их, ободряйте, поздравляйте, мотивируйте премиями
Позвольте ошибаться в финансах
Дети неизбежно будут совершать финансовые ошибки, что приведёт их к реальным ощутимым материальным потерям. Но всё же, важно дать детям возможность испытать свои решения и научиться чему-то на этих последствиях.
Когда ребёнок совершает ошибку (особенно дорогую), может возникнуть соблазн навсегда отнять у него всю ответственность и привилегии. Но для формирования стойких денежных привычек детям необходимо некоторое количество проб и ошибок. На пути от создания первой копилки до отправки ребёнка в колледж с собственной банковской картой потребуется много усилий. Поэтому, дорогие родители, терпение и ещё раз терпение!
Книги о финансовой грамотности
- Для дошкольников – с историями про чудо-остров. Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. «Волшебный банкомат»
- Для младших классов – с задачками про племя мумба-юмба. Сергей Федин. «Финансовая грамотность» (в 2-х частях)
- Для старшеклассников – с полезными советами. Роберт Кийосаки. «Богатый папа, бедный папа для подростков»
А для Вас – педагогов и родителей – советую глянуть ещё и вот эти методические пособия:
- А. А. Смоленцева «Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику» 2002
- Л. В. Михайлова-Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада» 2015
- П. Кошель «История денег» 2007
- Л. И. Ефименко «Как научить ребёнка понимать стоимость денег» 2001
- В. М. Изгарнива «Деньги в жизни детей» 1999
Есть ли игры про деньги для детей
Лучшей настольной игрой по теме денег считаю «Монополию» (причём, первые её варианты). При помощи этой увлекательной игры с игровыми деньгами можно пополнить словарный запас детей денежными терминами, потренировать их в планировании покупок, составлении бюджета, накоплении денег и решении других товарно-денежных ситуаций. Перейдя по этой ссылке, можно бесплатно скачать и распечатать эту игру.
Игра «Что можно купить за деньги»: соберите коллекцию карточек одинакового размера, на которых будут изображены как материальные вещи, которые можно купить за деньги (игрушка, конфета, тетрадь, машина и др.), так и нематериальные вещи, которые нельзя купить за деньги (дождь, снег, воздух, туча, радуга и др.).
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Супермаркет», «Рынок», «Театр», «Маршрутка» и другие (где нужно за что-то платить).
С чего начать разговор о деньгах
Педагог Л. В. Михайлова-Свирская советует использовать приём «3 вопроса». При помощи этого приёма можно легко завязать разговор с детьми на денежные темы.
- Вопрос 1: Что ты знаешь о деньгах? Обычно дети отвечают на этот вопрос, что за деньги можно что-то купить, что дети хранят в копилке, кошельке, сейфе, банке, что деньги – это что-то важное.
- Вопрос 2: Что ты хочешь узнать про деньги? Детям может быть интересно узнать, где и как делают деньги, как положить деньги на карточку, как выглядят и называются деньги в других странах.
- Вопрос 3: Что можно сделать, чтобы узнать об этом? Дети без труда обозначат Вам «территорию поиска ответов» (посмотреть в интернете, почитать книги о деньгах, посмотреть передачи, спросить у продавцов).
Помимо этого приёма, есть множество идей для начала разговора про деньги: например, можно посмотреть отрывок из м/ф «Незнайка на Луне» (где Незнайка задаёт вопрос: что такое деньги?).
Пример «финансового» квеста
В детском саду, в школе, в детском лагере, на детской вечеринке можно организовать квест со станциями, который даст детям полное представление о том, как устроены товарно-денежные отношения.
Возможные станции:
- Станция «Научная»: например, найти какой-то факт о деньгах в энциклопедии на странице такой-то, или разложить старинные «монеты» в соответствующие ячейки, или даже изобрести собственные деньги
- Станция «Археологическая»: например, отыскать на карте место, где Буратино закопал свои монеты, и раскопать этот клад, несмотря на козни лисы Алисы и кота Базилио
- Станция «Математическая»: например, записать все варианты, как разменять какую-то купюру, или найти ошибки в обмене денег, или посчитать стоимость покупки, или проверить сдачу
- Станция «Весовая»: например, купить весовой товар у продавца станции, расплатившись игровыми деньгами, и, если продавец неправильно взвесил товар, аргументировать ошибку
- Станция «Монетная»: например, перерисовать монеты (кто больше за определённое время), подложенные под бумагу, простым карандашом (подвох: считаем не количество монет, а их номинал)
- Станция «Пословичная»: например, пройти тест по объяснению «денежных» пословиц (с возможностью выбирать правильный ответ), или отгадать продолжение пословиц

Сказки про деньги для детей
Сказки: «Колосок», «Как братья отцовский клад искали», «Шейдулла-лентяй», «Трудовые деньги», «Айога», «Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко» и другие сказки, в которых обыгрываются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, продажа и оплата, процесс производства, бедность и богатство и пр.)
Стихи: К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Одоевский «Мороз Иванович», Н. Носов «Незнайка на Луне», С. Михалков «Как старик корову продавал», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», С. Маршак «Откуда стол пришёл»
Рассказы: здесь советую читать и обсуждать с детьми рассказы для детей Петра Кошеля по финансовой грамотности на сайте Proza.ru («Что такое деньги», «Первые деньги», «Монеты раньше и теперь», «Что такое банк» и др.).
Видеоролики: «Экскурсия на монетный двор»
Экскурсии: А если возможно, то организуйте настоящий поход в магазин, чтобы дети могли понаблюдать, как обслуживает покупателей продавец, как работает кассовый аппарат, как компьютер считывает цену товара, как расплачиваться картой, как выдают сдачу.
«Денежное» рукоделие с детьми
Штампы для печати монет
Изготовить штампы можно из овощей (морковки, картофеля), пенопласта, ластиков и других мягких материалов. Здесь нужно помнить о том, что штампы должны быть выполнены в зеркальном отражении, чтобы на отпечатках цифры изображались правильно – в нужную сторону.
Домик для монеток
Домик для денег может напоминать кошелёк, или шкатулку для хранения денег, или в буквальном смысле домик с дверцами и окошками в тайные отделения. Эти поделки тоже можно изготовить из любых подходящих материалов. Потом устройте красивую выставку поделок.
Лэпбук для обучения
- В видео ниже представлен лэпбук «Юные экономисты», разработанный Ольгой Валерьевной Дорохиной для формирования финансовой грамотности детей. По такому же принципу Вы можете создать свой лэпбук с учётом возраста и интересов Ваших детей.
- Один из разделов лэпбука может рассказывать иллюстрированную историю возникновения денег. В другом разделе в специальных прозрачных кармашках могут находиться современные монеты из разных стран. Ещё один раздел можно посвятить видам рекламы в фотографиях.
- Таблицы «Семейный бюджет», карточки для игр «Услуги и товары», «Придумай рекламу», «Что можно и нельзя купить», пазлы «Денежные купюры», карточки библейских стихов о деньгах и о труде и т.п. Используйте любые подходящие идеи для создания интересного лэпбука.
- Разделы в лэпбуке можно оформить в виде кошельков, сумок, корзинок (как в супермаркетах), книжек-малышек, раскладывающихся конвертов, кармашков с карточками, раскладывающихся полосок с монетками, «кассовых аппаратов» и других интересных элементов.
- Подумайте также и о том, как назвать свой лэпбук: «Юные экономисты», «Играем в экономику», «Первые уроки царицы Экономики», «Игротека Рублика», «Школа гнома Эконома», «Экономград», «Монетный двор», «Пригоди Королеви Гривні», «Подорож Крихітки Копійки».


Эксперименты с деньгами
Организуйте для детей и эксперименты с монетами, чтобы каждый мог увидеть, что монеты тонут, потому что они металлические. Продемонстрируйте, как монеты притягиваются магнитом даже через стакан с водой, – впечатлений будет!
Интересные факты о деньгах для детей
Вопросы для викторин про деньги
Знаете ли вы, что:
- лицевая сторона монеты (на которой изображён герб) называется «аверс» или «орёл»
- оборотная сторона монеты (на которой указан её номинал) называется «реверс» или «решка»
- надпись на монетах (содержащая название государства, год чеканки, наименование монеты) называется «легенда»
- ребро монеты (боковая поверхность монеты, её ободок) называется «гурт»
- деньги других государств называют валютой, а товар – это продукт, предназначенный именно для обмена
- в Канаде в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег
- монеты «солинусы» произошли от названия мешочков с солью, которыми в Древнем Риме расплачивались с наёмными воинами
Ребусы для детей про деньги
Вот такие не сложные ребусы можно составлять для детей на денежные темы. Кстати, ответ в этом примере – деньги. )))
Пословицы об отношении к деньгам
В разговорах с детьми на «денежные темы» помогут не только пословицы про деньги, но и про алчность (жадность) и бережливость (экономность), бедность и богатство, долг (займ) труд, товар и услуги. На примерах народной мудрости можно объяснить детям, что не всё измеряется деньгами. Есть ценности, которые нельзя купить за деньги (дружба, честность, уважение). Важным будет и другое послание пословиц: чтобы заработать деньги, надо трудиться.
Онлайн презентации про деньги
Сервис РРТ создан для онлайн просмотра презентаций PowerPoint. Если этот сервис открылся на английском языке, проскрольте мышкой вниз и найдите функцию «Русский», чтобы русифицировать сервис. Затем в поле для поиска по сайту введите запрос (например, деньги), и Вы получите несколько десятков презентаций про деньги, которые можно просматривать с детьми прямо здесь, не загружая файлы на компьютер. Здесь есть презентации на английском, русском, украинском и казахском языках.
В заключение хочу привести отрывок из занятия учителя начальных классов Анастасии Борисовны Липиной:
На уроке не скучали: ценность денег изучали.
Знаем мы, как их копить, чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар, знай, что деньги – твой товар.
Все мы вдумчиво считали; что дороже узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить, с экономикой дружить.А. Б. Липина учебный проект «Копейка рубль бережёт»
Друзья, эта тема просто бездонна! Разговаривать про деньги можно в течение десятков уроков. И, если Господь позволит, мы ещё вернёмся к этой теме в будущих статьях. Но для этого мне нужно просто знать, что статья была Вам полезна. ))) Напишите мне об этом в комментарии под статьёй. Напишите также, что ещё про деньги Вы хотели бы узнать для работы с детьми.
© Ирина Иваськив
Залишити відповідь