Возрастные особенности дошкольников: чтобы понимать своих детей
Оглавление
По-детски доброе утро! С Вами Ирина Иваськив. Друзья, некоторое время назад мы опубликовали серию статей о возрастных особенностях подростков. Эти статьи можно прочитать, перейдя по этой ссылке. И с тех пор я получила много сообщений с вопросами и просьбами: напишите про возрастные особенности дошкольников. Спасибо Вам за обратную связь! В этой статье ограничусь кратким обзором этих особенностей. Если Вам захочется узнать об этом больше, смотрите соответствующие видео уроки. Чтобы… лучше понимать своих детей.
Возрастные особенности дошкольников на примере детства Иисуса
Мы часто забываем о том, что Иисус тоже был ребёнком. Библия рассказывает о детстве Иисуса не так уж и много. Но даже в этом небольшом количестве информации видно, что Спаситель пришёл на землю не взрослым человеком; что Он родился так, как рождаются все дети; что Он рос и развивался; что Он, так же, как и другие мальчики, бегал, играл, дружил, ходил в школу.
Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков. (Ев. от Луки 2:52)
Так же, как и у родившегося Иисуса, у каждого ребёнка есть тело, разум, эмоции, потребность в общении с другими, дух. И так же, как маленькому Иисусу, каждому ребёнку нужно развиваться в каждом из этих направлений:
- физическое («преуспевание в возрасте»)
- интеллектуальное («преуспевание в премудрости»)
- эмоциональное («преуспевание в любви»)
- социальное («преуспевание в любви у людей»)
- духовное («преуспевание в любви у Бога»)
Дело в том, что дети одинаковой возрастной категории имеют, так сказать, «похожие симптомы» в поведении, другими словами, одинаковые особенности и характерные нормы поведения. Каждый ребёнок развивается по одной и той же схеме. Поэтому и сходства есть в поведении у детей примерно одного возраста; и различия существенные есть, если дети разные по возрасту.
Возрастные особенности дошкольников: физическая сфера
- физически не развиты, неуклюжи
- не развиты мелкие мускулы
- только овладевают речью
- нуждаются в 12-ти часовом ночном сне и в коротком отдыхе днём
- подвержены болезням и травматизму
Возрастные особенности дошкольников: интеллектуальная сфера
время концентрации внимания очень ограничено (от 2-5 до 5-10 минут), не могут долго сидеть на одном месте
буквальное мышление, которое может выражаться в следующих «симптомах»:
- запоминают машинально, из-за рифмы, ритма, слово в слово
- рисуют схематически: человек изображается несколькими чёрточками, цветок бывает больше домика, редкий ребёнок не нарисует домик без дыма, что только подтверждает их буквальное мышление. Если дать рисунок дошкольника взрослому, то он не сразу поймёт, с какой стороны смотреть на этот шедевр, для взрослого это будут «каляки-маляки». А если дать рисунок одного дошкольника другому, то второй без труда поймёт рисунок, потому что мыслит точно также буквально.
- не воспринимают картин со светотенью (тень для них – грязь)
- имеют ограниченные понятия времени и места (вы часто услышите, как малыши ошибаются в этом: мы вчера пойдём», «мы завтра пришли»)
- частые грамматические ошибки в речи, возникающие именно вследствие их буквального мышления: – Поцелуй маму! – Я уже поцелул! – Идём искать мишку! – Я уже искаю.
познают мир через 5 органов чувств (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание), что может выражаться в следующих «симптомах»:
- думают вслух, приговаривают, когда играют или рисуют
- заняты предметом
- придирчивы к одежде («колет», «рукав закатился», «ухо поправь»)
- всё пробуют на вкус
ограничено и логическое мышление
возраст почемучек (они задают столько вопросов, что даже если вы не успеете ответить на один из них, ничего страшного не произойдёт)
улучшается чувство ритма, способность петь по нотам
быстро учатся в группе, потому что по сути своей являются подражателями
Возрастные особенности дошкольников: эмоциональная сфера
- открытые
- выражают себя истериками, плохим поведением, потому что не всегда могут выразить себя словами
- боятся незнакомых людей
- стремятся к независимости: «Я сам!»
- нуждаются в правилах, порядке, дисциплине:
Однажды шестилетний ребёнок заметил: «Сегодня не было нашей воспитательницы, и с нами сидела другая тётя. Она разрешила нам делать всё, что мы хотим, только не баловаться. Сегодня был плохой день». В отличие от ожидаемого, этому ребёнку явно не понравился «лёгкий» день в садике. Это показывает его потребность в правилах, дисциплине и порядке. Если хотя бы одно из них отсутствует, он не чувствует себя в безопасности.
- более важны тон голоса, интонация, чем слова
- имеют небольшой спектр эмоций, которые быстро возбуждаются и так же быстро угасают
Возрастные особенности дошкольников: социальная сфера
собственники, эгоисты, что может выражаться в следующих «симптомах»:
- не умеют делиться
- не умеют проигрывать
- часто играют в одиночку (даже когда несколько малышей объединены общими игрушками, то это всё равно игры «рядом», а не «вместе»)
важны родители
(именно дошкольники часто играют в «дочки-матери», в играх этих они называются именами своих родителей, могут горько и безутешно плакать при расставании с родителями)
Возрастные особенности дошкольников: духовная сфера
подражатели, «духовные имитаторы»
(часто играют «в церковь», копируют жесты, мимику, действия, слова, которыми молятся взрослые: когда ребенок видит, что папа молится, он тоже хочет молиться; когда мама смотрит на красивые цветы и говорит, какой чудесный Бог, у него внутри тоже возникает волнующее чувство восхищения)
верят всему
воспринимают Бога как Отца
Заключение
Пару лет назад написала учебник по детской христианской психологии. Когда-нибудь накоплю денег и издам его. ))) Эта статья основана на материалах этого учебника. Буду просто рада, если эти материалы помогут Вам, как родителям, больше понять своих детей. Я немного завидую Вам, потому что, когда я растила своих малышей, я ещё не знала Господа. И, даже когда приобрела Его, не помню, чтобы нас, родителей, оснащали подобными материалами… Словом, ошибок сделала столько… Но я не оправдываюсь, ведь опыт мой может сегодня уберечь кого-то от таких же ошибок. Посмотрите на эти материалы не как на новую информацию, но как на практические «подсказки»: как вести себя с малышом, как с ним общаться, как быть доступнее для него, как реагировать на его поведение, как дисциплинировать его, как помочь ему положительно воспринимать Бога.
© Ирина Иваськив
Чтобы вникнуть в возрастные особенности дошкольников глубже, изучайте наши статьи о работе с дошкольниками:
- Английский алфавит для детей в стихах от Ирины Иваськив
- Выдающиеся двоечники, примеры которых утешат отчаявшихся родителей!
- Развивающая доска – лучшее развлечение для любознательных дошкольников
Залишити відповідь