возвращение блудного сына

Возвращение блудного сына или Сила отцовской любви. Конспект занятия для Воскресной школы

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Доброе утро, полное Божьей любви! С Вами Ирина Иваськив. Сегодня, пролистывая ленту новостей в Фейсбуке, увидела вопрос «Что для Вас означает 14 февраля?». Мир отмечает День влюблённых и, возможно, что-то ещё. А для меня 14 февраля означает, что до весны осталось ровно 2 недели! А ещё – это прекрасная возможность вспомнить о той, совсем другой, странной, необъяснимой, великой Божьей любви. Сегодня делюсь с Вами конспектом своего занятия, разработанного ещё в начале этого столетия… Тогда я готовила его для одной необычной встречи. Сотрудники Благотворительного Фонда “Возрождение” везли целый автобус уличных детей на экскурсию в реабилитационный центр. Я тогда трудилась в этом фонде и была одной из сопровождающих. Вместе с другими членами команды мы подготовили небольшой спектакль по библейской истории «Возвращение блудного сына». Там, на встрече, мы его и показали. В столетней хатке с земляным полом, битком набитой нашими подопечными и реабилитантами, разворачивалась одна из самых проникновенных и драматичных библейских историй. Помню, как реабилитанты, потупив головы, не смели шелохнуться. Тишина стояла до звона в ушах. Многие украдкой утирали слёзы. В момент встречи отца с блудным сыном несколько реабилитантов не выдержали, выскочили на улицу и лицом в траву – рыдать. Позже я проводила это занятие не сосчитать сколько раз. И каждый раз Бог производил Свою работу через эту историю. Давайте сегодня ещё раз погрузимся в эту драму. 

История про возвращение блудного сына записана в Луки 15:11-33. Рассказывание этой истории предполагает большое вовлечение детей в происходящее. Это – сложно, но затронуть каждое сердце, поверьте, Вы сможете намного глубже, чем при обычном озвучивании. Поэтому подготовьтесь к этому занятию максимально тщательно.

Для рассказа истории понадобятся 6 карточек: Отец, Старший сын, Младший сын, Хозяин, Хозяйка, Слуга. Начните занятие с нескольких песен (идеально – под гитару) о любви Бога к человеку.

возвращение блудного сына

Библейская история «Возвращение блудного сына»

Введение: Возможно, были в твоей жизни ситуации, когда ты говорил сам в себе:

  • Меня никто не любит…
  • Я никому не нужен…
  • Никому до меня нет дела…
  • Всем было бы легче, если бы меня не было…
  • Зачем вообще я родился?
  • Бог таких, как я, не прощает…
  • Я недостоин счастья…

Предложение-связка: Ты чувствовал себя когда-нибудь так? Кажется, нам есть о чём поговорить.

С чего началась история про возвращение блудного сына?

У одного папы было два сына (повесьте на доске 3 таблички: отец, старший сын, младший сын).

Я хочу, чтобы ты помогал мне рассказывать эту историю. Это очень известная история. В Библии она называется «Возвращение блудного сына». Я предлагаю тебе разыграть её в ролях. Только разыгрывать её в ролях мы будем не так, как это обычно делают в сценках, а вот так: каждая команда по жребию получит карточку с именем какого-нибудь героя из этой истории. И роль вот этого героя всем ребятам в команде (и их наставникам в том числе) нужно будет сыграть одновременно. Играть эти роли нужно будет по ходу рассказа истории – в том порядке, в котором герои появляются в истории.

Все эти герои совершенно разные по характеру, возрасту, душевному состоянию. Всем актёрам нужно будет просто делать то, о чём я буду рассказывать в истории, пантомимно, без слов, как если бы в фильме выключили звук. Постарайся сыграть каждую роль правдиво и максимально ярко. Пожалуйста, не надо дурачиться. Представь себя в то время и в той ситуации, чтобы передать мысли, жесты, движения, походку, взгляды, интонации в голосе, звуки, чувства и переживания, которые испытывал герой. Лучшие актёры будут награждены призами. После истории мы с тобой обсудим некоторые моменты.

Итак, у одного папы было два сына. Оба они работали, помогая отцу по хозяйству. Особняк отца, вся его земля, хозяйство, слуги, скот должны были перейти им в наследство. Старший сын с утра и до вечера работал в поле. Он был трудолюбивым, но очень молчаливым. А младший, наоборот, был очень общительным, у него всегда было много друзей.

Да сколько можно? Я хочу жить так, как я хочу!!!

Команда, которой досталась роль младшего сына, приглашается на сцену. Всем вам сейчас нужно будет сыграть роль этого парня (покажите на табличку «младший сын»). Напоминаю, что эту роль все в команде будут играть одновременно. Итак, ты, слушая то, что я буду говорить, играешь всё это так, как чувствуешь.

Наверняка этот молодой человек мечтал поездить и увидеть мир. Я так думаю, потому что однажды он решил уйти из дома. Ему надоело жить в доме отца. «Ну, каждый день одно и то же: помогать по дому, помогать по дому, помогать по дому! Сколько можно? И так свободного времени мало. Я хочу жить так, как я хочу! Ну, чтобы не указывал никто, что делать, чтобы никто не воспитывал, не принуждал, не просил… Захотел – поспал до обеда! Захотел – позавтракал три раза! Захотел – поработал, ну, а если не захотел – не поработал». Сейчас ты можешь сесть, а я продолжу историю.

Свобода, деньги в кармане и… работать не надо!

Долго этот парень не мог отважиться сказать отцу о своём намерении уйти из дома. «Как он к этому отнесётся? Тут же не просто уйти нужно (это бы я давно уже сделал), тут деньги нужны… Чтобы самостоятельную жизнь начать».

Мечтал, мечтал младший сын обо всём этом и, наконец, решился поговорить с отцом: – Отец, дай мне мою часть хозяйства. Я – уже взрослый! Я буду жить сам!

Отец разделил хозяйство, и всё, что имел, между сыновьями. Младший сын, забрав свою часть, ушёл из дома в другой город. Ну, наконец-то! Он был счастлив и доволен: свобода, деньги в кармане, не надо работать, помогать отцу по хозяйству, развлекайся, веселись! Отец далеко. Ура! Никакого контроля! Друзья, застолья, вино, подружки… магазины, рестораны, красиво одетые люди… Он был в восторге!

Так хорошо! Но чего деньги так быстро тратятся?!

«Так хорошо! Только карманы худеют… И чего деньги так быстро тратятся?!» И снова друзья, и снова подружки. Так продолжалось некоторое время… А, сколько той жизни! Угощаю всех! Плачу за всех! Сколько заплатить? Момент! Тут где-то были деньги (роется в карманах), нет, и здесь были деньги (осматривает нагрудные карманы), тоже нет. О! Закончились мои «мани». Сейчас спрошу у друзьёв… Друзья, вы где? Подружки, вы где? … Предатели!!! Ели за мои деньги, развлекались за мои деньги… Куда же мне теперь?

Как ты думаешь, что в такой ситуации может сделать человек, оказавшись далеко от дома, без денег, чтобы хоть как-то выжить?… Да, этот парень тоже был вынужден попрошайничать, бродяжничать, перебиваться случайными подработками , может быть, подворовывать, может быть, собирать бутылки или металлолом. Он ходил от дома к дому и умолял: – «Дайте на пропитание, есть хочется…»

Может, кто-то и давал ему какие-то копейки, но, в большинстве случаев, я так думаю, его гнали прочь. Потому что в то время в той стране разразился, написано, великий голод: запасы еды быстро таяли, еда дорожала в цене.

Эй, муж! Смотри, он отбирает еду у наших свиней!

возвращение блудного сынаОднажды этот парень пристал к одному из жителей той страны. Так и написано – пристал! Видимо, он не знал уже, куда ему идти, и не уходил, не смотря на то, что его прогоняли. Видимо, он так долго и умоляюще клянчил еды, что ему предложили позорную и грязную работу – пасти свиней. Давай попробуем разыграть эту ситуацию. В неё были вовлечены три героя: хозяин, хозяйка (повесьте на доске ещё 2 новые таблички: хозяин, хозяйка) и сам этот парень (покажите на табличку «младший сын»). Приглашаю на сцену три команды: хозяин, хозяйка и младший сын 2 (2-я серия).

Не знаю, произошёл ли между ними всеми именно такой диалог, в Библии их разговор не описан, но, учитывая те подробности, которые мы знаем из Библии, мне кажется, диалог этот мог быть примерно таким…

Младший сын: – Дайте что-нибудь поесть…

Хозяин: – А ну-ка! Иди отсюда!

Младший сын: – Но хозяин, прошу вас, примите меня на работу, я погибаю от голода!

Хозяйка: – Эй, кто там ещё?

Хозяин: – Дa бомж какой-то на работу просится.

Хозяйка: – Пусть идёт, пасёт наших свиней.

Младший сын (присаживается около свиней, скрестив ноги по-турецки): – О, свинюшки, вы чего тут едите? Поделитесь со мной…

Хозяйка (поднимая его за ухо): – Эй, муж! Ты кого принял на работу?! Он отбирает еду у наших свиней!

Хозяин: – Во-о-он!

Спасибо! У тебя хорошие актёрские способности, ты снова можешь сесть, а я продолжу историю.

Что же я наделал??? Как глупо! Бедный мой отец!

(Сидя, прислонившись к стене, закрыв глаза)

Голодный, обессилевший, униженный, отчаявшийся, сидел этот парень, может быть, где-то в поле, прислонившись к дереву, и размышлял: «Ах, если бы отец мог простить меня!» Он хорошенько задумался. Его сердце было полно раскаяния и сожаления: Что же я наделал? Как глупо! Бедный мой отец! Сколько проблем я тебе доставил! Помнишь ли ты меня, ждёшь ли? Простил ли или сердишься? Захочешь ли увидеть меня, принять или прогонишь? Любишь ли ты меня до сих пор… Эх, разве можно любить таких, как я?

Слёзы потекли по его лицу. Тёплые и счастливые воспоминания нахлынули бурным потоком, озаряя в памяти родные лица, места: отец, брат, поле, дом. Почему же я не ценил то, что у меня было? Сколько слуг у отца моего едят досыта хлеба, а я сижу здесь и умираю от голода! Я встану и пойду к отцу моему и скажу: Папа, я так виноват перед тобой. После всего того, что я сделал, ты, может быть, и сыном не захочешь меня называть. Но я готов быть слугою в доме твоём. С этого глубокого раскаяния и началось возвращение блудного сына домой.

Старайся любить других такими, какие они есть

возвращение блудного сына

Видишь, этот парень столько успел натворить в своей жизни, что уже начинал сомневаться в любви своего отца. Ему казалось, что таких людей, как он, просто невозможно любить. Но всё это не так. Бог любит даже самых больших грешников. Бог хочет, чтобы и ты любил других людей. Любил такими, какие они есть.

Применение 1: Я говорила, что люди бывают разными. Одних очень легко любить. Например, маму, которая дарит тебе много подарков, или друга, который помогает тебе делать уроки и делится с тобой, и даже какого-нибудь актёра, который играет положительные роли, защищая слабых. Таких людей просто хочется любить. Они всем тебе симпатичны и усилий многих не требуется, чтобы любить таких людей. Но не все люди (и не всегда) такие. Есть люди, которых любить сложнее. Например, человека, который постоянно тебе перечит или постоянно разговаривает с тобой свысока, на повышенных тонах. Но ты можешь любить других людей такими, какие они есть. Такую любовь дал тебе Бог. В тебе есть достаточно такой Божьей любви! Начни делать что-то хорошее для тех людей, которых тебе нелегко любить: постарайся понять, почему они себя так ведут. Будь спокоен в общении с ними, не отвечай им так, как они разговаривают с тобой, делай им комплименты и оказывай другие знаки внимания. Богу это очень понравится.

Сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся!

Давай вернёмся к нашей истории. Что в это время происходило там, на родине этого парня? Его отец всем сердцем верил, что возвращение блудного сына обязательно состоится. Он всё это время, ожидая сына, выходил на дорогу: Не идёт ли по ней мой сын? Где он? Что с ним? Увидев сына ещё издали, бросился бежать к нему навстречу, и обнимал, и целовал его. Он не смутился от того, что сын его был грязным, оборванным и дурно пахнущим, – отец любил своего сына таким, каков он был!

Я приглашаю на сцену команду, которой выпала честь сыграть роль отца. Я хочу, чтобы ты понимал, что в реальной жизни на месте отца может оказаться и мать, что блудный сын – это в равной степени и блудная дочь, что старший сын – это в равной степени и старшая дочь. Попробуй сейчас сыграть его отца (покажите на табличку «отец»).

возвращение блудного сына

Он сказал слугам своим: – Слуги мои! (подносите раскрытую библию по очереди к нескольким детям и попросите иx зачитать слова отца частями, продолжая друг друга – Лк. 15:22-24).

1 ребёнок: Принесите лучшую одежду и оденьте его!

Проповедники, изучая эту историю, говорят, что это было знаком того, что отец простил своего сына.

2 ребёнок: И дайте перстень на руку его!

А это было знаком того, что отец принял его не как слугу, раба, но как сына.

3 ребенок: И обувь на ноги!

4 ребёнок: И приведите откормленного телёнка и заколите!

Отец не собирался отчитывать его, ругать, изобретать наказание. Он был бесконечно счастлив, что его сын вернулся домой! Ему было достаточно того, что сын сожалел о сделанном. Вернулся – значит, многое понял!

5 ребёнок: Станем есть и веселиться!

6 ребёнок: Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся!

И ещё раз спасибо. Вы можете сесть.

Младший сын только и мог подумать, слушая эти слова: Сколько смеха, веселья и радости! Да, это не радость от пьяных застолий, это не радость от ворованных денег или от доступных развлечений. Это – радость прощения! Это – радость от осознания того, что тебя любят таким, какой ты есть! Что ты нужен, что тебя ждали.

Деньги отцовские прогулял, а ему за это праздник?!

возвращение блудного сынаЗнаешь ли ты продолжение этой истории? (пусть дети расскажут) Давай сыграем эту её часть. В этой части, ты сказал, были задействованы 3 героя: старший сын, отец (покажите на соответствующие таблички) и слуга (повесьте новую табличку). Старший сын, возвращаясь с поля, не мог не услышать шумного ликования и пения. Подозвав одного из слуг, он спросил: – Что здесь происходит? Слуга ответил ему: – Брат ваш вернулся, и отец ваш заколол откормленного телёнка, чтобы все порадовались.

– Нет, ну надо же! Бродяга этот вернулся! Явился, Не запылился, деньги отцовские пропил, прогулял, а ему за это праздник?! Не пойду я на этот праздник.

Но тут вышел отец и позвал его:

– Пойдём, сынок, брат твой вернулся, праздник у нас!

– Не пойду! – упрямо отвечал старший сын. – Я столько лет служу тебе, и всегда был послушен тебе, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими. А явился этот оболтус, который растратил всё, что ты дал ему, и ты так рад, что тебе не жалко для него откормленного телёнка.

Люди погибают без Бога. Расскажи им о Божьей любви

Спасибо, вы можете сесть. Старший сын не умел любить людей. Люди не совершенны. Ему трудно было проявить свою любовь даже к родному брату. Но Бог хочет, чтобы старался любить людей такими, какие они есть.

Применение 2: Сколько людей сейчас ведут такой же беспутный образ жизни, как и младший сын в нашей истории: бары, дискотеки, игровые автоматы, наркотики и алкоголь, насилие и секс по ТВ, мистика и оккультизм, в который вовлечено столько молодёжи, музыка, проповедующая дьявола и его дела. Такие люди погибают без Господа. Ты можешь молиться за них и рассказывать им о Божьей любви. Этим ты проявишь к ним свою любовь.

Вот это и попытался объяснить отец своему старшему сыну: – Сын, надо прощать всякого, кто искренне сожалеет о том, что сделал, и любить, не смотря ни на что. “Возвращение блудного сына” – прекрасная история, чтобы хоть немного представить себе отеческую любовь.

Обсудите с детьми впечатления об истории

Скажи, вот если бы тебе предложили сняться в христианском фильме «Возвращение блудного сына», какую бы ты роль выбрал? Почему? А какую роль тебе было играть неприятнее всего? Почему? Что нового ты узнал о себе из этой истории?

Уделите время молитве (Любить людей такими, какие они есть, сложно. Только Бог может научить тебя вот так любить. Давай попросим Его об этой помощи.) и разучиванию библейского стиха (можно разучить с детьми Римлянам 5:8).

Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Римлянам 5:8

Если позволяет время, включите в занятие песню, которая поможет детям представить любовь Небесного Отца. Например: «Я скучаю по тебе, сынок». Эту песню кто-то может исполнить в живую или её можно будет прослушать на ноутбуке или на проекторе

Заключение

Бог есть любовь! Так написано в Библии. Это – Его сущность, это – Его характер, это – Его естественное состояние. Любовь Бога похожа на любовь родителей к нам. Любые нормальные родители, если понадобится, пожертвуют ради здоровья, ради спасения жизни своего ребёнка и кровью, и кожей, и почкой, и спинным мозгом, и жизнью. Если ребёнок пропал где-то без вести, родители не останавливаются в своих поисках, пока не найдут его живым или мёртвым. Они согласны получить своего ребёнка в любом состоянии (на инвалидной коляске, без памяти), только бы живым. Им жизненно необходимо найти хотя бы тело своего любимого ребёнка, чтобы похоронить его и оплакивать. Если с ребёнком случается несчастье, родители готовы лезть под пули, спасая жизнь своего ребёнка. Если ребёнок серьёзно заболел, родители не спят сутками, дежуря у его кроватки, покрывая его поцелуями: только бы выжил! Только бы выжил! Родители любят своих детей просто так, просто потому, что это их дети, не за их успехи, не за их хорошие оценки, не за их примерное поведение. Но даже если собрать вместе любовь всех родителей на земле, любовь Бога к нам всё равно будет больше! И когда-нибудь все мы это поймём. Друзья, если Вам понравился конспект занятия, подарите и мне частичку Вашей любви – напишите мне об этом в комментариях. )))

© Ирина Иваськив

Возвращение блудного сына… К этой теме вновь и вновь возвращаются художники, режиссёры, композиторы… Потому что любовь Отца вечна… Вооружайтесь и другими конспектами занятий, чтобы открыть детям новые грани этой любви:

Друзья! На нашем канале в Ютубе стартовал новый проект: Библейские уроки детям. Для детей и родителей – наша Воскресная школа онлайн! Хотите, чтобы изучение Библии стало увлекательным? Сожалеете, что не всегда понимаете сложные взрослые христианские проповеди? Нуждаетесь в том, чтобы кто-то объяснил библейские истории маминым языком? Не знаете, как применить библейские истины в обычной жизни? Заходите в гости, слушайте наши библейские уроки всей семьёй – и знакомые сюжеты оживут по-новому! Библия не устарела!

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

four × five =