Как рассадить детей на занятии в Воскресной школе. Схемы рассадки как педагогический приём удержания внимания
Оглавление
У каждого человека должна быть личная территория. Пусть маленькая, но СВОЯ. Я не только о физической территории говорю, но и о личном психологическом пространстве. Чтобы человеку было комфортно, эту территорию нужно обозначить. Вот почему учитель не просто рассаживает детей – он строит соты будущего продуктивного взаимодействия на занятии. С Вами Ирина Иваськив. И в этой статье поразмышляем о том, как рассаживание детей влияет на учебную деятельность? Как при помощи правильного рассаживания удерживать внимание детей? Как рассадить детей и взрослых, чтобы всем было комфортно?
Традиционное рассаживание детей на занятии
Как обычно рассаживают детей в классе? Тремя рядами парт по двое детей (реже – по одному) за партой. При этом все парты «параллельно-перпендикулярно» направлены к учителю.
Эта схема рассадки детей – настоящая «долгожительница»: век за веком в ней ничего не меняется. С методической точки зрения она очень удобна. Дети хорошо видят и слышат учителя. Но главный её недостаток – возможность детей взаимодействовать друг с другом ограничена. Схема «намертво» закрепляет главенствующую роль учителя, неумышленно настраивая детей визуально контактировать только с ним, адресовать своё мнение только ему. Что видят дети перед собой (помимо учителя и доски)? Только затылки других детей. Не лица друг друга, а затылки, понимаете? Вот почему при такой схеме наладить равноправный диалог практически невозможно.
Но я не советую полностью отказываться от этой схемы. На некоторых занятиях она будет очень уместна и оправдана. Например, Вы проводите миссионерское занятие, рассказывая о какой-нибудь стране. Вы предлагаете детям совершить виртуальное путешествие в эту страну, чтобы узнать о её нуждах и начать молиться о них. В этом случае комната для занятий превращается в салон самолёта, окна – в иллюминаторы, ряды парт или столов – в секции сидений в самолёте с откидными столиками, дети – в пассажиров, учитель – в стюарда-экскурсовода, а весь урок – в увлекательный полёт. Пример такого миссионерского занятия смотрите по этой ссылке.
А восполнить потребность в диалоге можно будет «по прибытию в страну», когда у детей будет возможность «сойти с самолёта на землю», пройтись или выстроиться вокруг секций с сидениями для молитвы.
Нетрадиционная схема рассадки детей за столами
Посмотрите на схему ниже. Столы расставляем вдоль стен. Это – более эффективное и «демократичное» рассаживание детей за столами, потому что дети видят уже не только учителя, но и лица друг друга.
Такой план рассадки детей часто используют в университетах для проведения уроков-семинаров. И для Воскресных школ такой способ очень подходит. В центре образуется большое пространство для рассказывания истории или игровой деятельности. Используйте эту схему тогда, когда Вы хотите побудить детей к коллективному обсуждению, дискуссии, диалогу, мозговому штурму, разбору Библейского отрывка.
Благодаря этой схеме уровень учебного взаимодействия повышается в разы. Хотя учитель в этой схеме находится в том же «привилегированном» положении. Он – доминирует. Он – ключевое звено.
Круговая схема рассаживания детей за столами
Эта схема похожа на предыдущую, но имеет принципиальное отличие. Такой «круглый стол» уравнивает всех участников. Месторасположение учителя перестаёт быть доминирующим. Он – уже не главный, а «равный среди равных». Такая рассадка детей очень результативна и максимально благоприятна для активного обучающего взаимодействия. Она лучше дисциплинирует детей и укрепляет в них чувство ответственности.
Если для проведения занятия столы не нужны, то учитывайте 2 нюанса. С обучающей точки зрения круговая схема без столов – это ещё лучше. Но с точки зрения психологического комфорта отсутствие столов лишает ребёнка некой защищённости «я – в домике». Поэтому, расставляя стулья по кругу, делайте это не слишком плотно.
Если группа детей маленькая, учителя часто расставляют стулья в виде одной ровной линии и садятся напротив детей. Лучше этого не делать. Постарайтесь изгибать эту ровную линию, придавая ей подобие полукруга.
Нестандартные приёмы рассаживания детей
Рассказывая историю о чудесном улове или шторме на озере, расставьте стулья или лавки в виде лодки. Дети в такой истории будут уже не просто слушателями, а рыбаками или учениками Иисуса. Для рассказа истории о потопе расставьте стулья или лавки в виде ковчега (не забудьте оставить «дверной проём»). К примеру, история охватывает несколько разных географических мест:
- город, откуда человек отправился в путь,
- место на дороге, где на него напали разбойники,
- гостиница, куда пострадавшего привёз добрый самарянин
Сделайте 3 соответствующих локации для рассказа истории. В первой локации стулья могут стоять кругом. Во второй локации – полукругом в 2-3 ряда. А в третьей локации можно использовать и столы, расставив их так, как это обычно делают в кафе (чтобы локация больше походила на гостиницу).
Предположим, у Вас небольшое помещение, да и количества стульев не хватает, чтобы организовать 3 отдельных локации. Что тогда? Тогда подготавливаем занятие, исходя из того, что есть. Создаём 2 локации: прослушав первую часть истории на 1-й локации, перейдите с детьми во 2-ю локацию, расскажите там соответствующую часть истории и после этого вернитесь на 1-ю локацию, где Вы сможете закончить историю. В качестве 2-й локации можно просто выйти с детьми в коридор.
Что делать, если помещение настолько маленькое, что и 2 локации там сделать невозможно (и в коридор тоже не выйти)? Продолжаем креативить! Расставляем стулья в виде 2-х кругов (внутренний круг из стульев, внешний круг из низких лавочек). Рассказываем первую часть истории (дети сидят на стульях). Когда речь заходит о нападении разбойников на дороге, пересаживаемся на внешний ряд из лавочек, прячась от разбойников. По ходу истории – вместе с добрым самарянином – выходим из своих укрытий и помогаем раненому.
Как рассадить детей для работы в парах
Для работы в парах можно рассадить детей за столами друг напротив друга. Но здесь тоже есть нюансы, которые надо учесть. Если Вы расставите стулья строго напротив, это подсознательно подталкивает к тому, чтобы вести более агрессивный диалог или сильно соперничать. Поэтому расставляйте стулья с небольшим смещением, чтобы один ребёнок находился правее от середины стола, а второй – левее. Это уменьшит градус конкуренции.
Если Вы рассаживаете детей для работы в парах не за столами, то поставьте стулья как бы вполоборота друг ко другу. Такой способ рассадить детей лучше располагает к общению. А если детям надо не обсуждать что-то в парах, а именно что-то сделать вместе, тогда посадите их просто рядом.
Как рассадить детей для конкурсов и турниров
Представьте, Вам предстоит провести мероприятие с большим количеством детей. Это может быть служение в детском лагере, общее мероприятие в Воскресной школе, подростковая конференция, учебный турнир, фестиваль-конкурс или что-то ещё. Если Вам необходимо обеспечить конкурентное взаимодействие участников, разделите детей на 2 команды с одинаковым количеством участников:
- команда девочек и команда мальчиков
- группа из одного города и группа из другого города
- команда из одной школы и команда из другой школы
Расположите секции для сидения так, как показано на рисунке ниже. Этот план рассадки детей настраивает на групповое состязание. Во главе такой схемы разместите членов жюри, судей, ведущих, спикеров. Но роль их будет заключаться не только в том, чтобы вести мероприятие или просто наблюдать за ним, а активно объединять разные мнения и идеи противоположных команд.
Обратите внимание на то, как во время проведения мероприятия в каждой из команд вдруг определяется один или два лидера. И они не требуют для себя какого-то специального места. Оно им не нужно, потому что они без чьих-либо инструкций начинают подходить то к одним ребятам, то к другим, координируя действия команды.
Карта рассаживания детей для работы в группах
К примеру, Вам необходимо рассадить детей группами по 5-6 участников или лагерными отрядами. В этом случае каждую группу нужно будет разместить отдельно:
- за одним большим столом
- за несколькими составленными вместе столами
- без столов, только со стульями в виде круга или полукруга
Каждый отряд в это время может решать индивидуальную задачу, которая перед ним поставлена. Или в течение заданного времени выполнять что-то, что позже станет предметом деятельности другого отряда, потом – третьего. И так далее, пока их первоначальный продукт не вернётся к ним.
Рассаживая детей для работы в группах или отрядах, помните о том, что участники не должны сидеть так в течение всего мероприятия. Ведь им надо взаимодействовать не только с участниками своего отряда, но и с участниками из других отрядов. Поэтому после того, как дети выполнили поставленные задачи внутри отрядов, придумайте, как объединить результаты работы отдельных отрядов в один общий продукт:
- либо дети перейдут в другую локацию, где стулья заранее расставлены уже для коллективных дискуссий,
- либо Вы объявите короткий перерыв, во время которого все отряды помогут расставить стулья в общий круг
Как рассадить детей, чтобы всем было комфортно
Все мы помним со школы, что на каждую парту будто какой-то незримый ярлык повешен, сигнализирующий о социальном ранге. Ближе к учителю сидят кто? Правильно – более успешные ученики. А последние парты для кого? Правильно – для неудобных, шумных, конфликтных, плохо успевающих детей. Возможно ли рассадить детей так, чтобы всем было хорошо?
Учитываем состояние здоровья детей
- Ребёнка с нарушением слуха/зрения посадите ближе (не дальше 3-го ряда, стола, парты).
- Точно так же (не дальше 3-го ряда, стола, парты) рассаживайте и низкорослых детей.
- Высокого ребёнка не обязательно ссылать на «галёрку», посадите его сбоку, с противоположной стороны от прохода.
- Ребёнка со сколиозом посадите в центре или по рекомендации врача.
- Ребёнка, который часто простужается, садим подальше от стены с окнами.
- Всех левшей рассаживаем в самом левом ряду и на левой половине стола/парты.
Учитываем тип мышления детей
По типу мышления люди делятся на 3 категории. У одних доминирует левое полушарие мозга (логика). У вторых – правое (творчество). У третьих – хорошо развиты оба полушария. Детей с аналитическим складом ума лучше рассаживать на крайнем левом ряду, с творческим складом ума – на крайнем правом ряду. А в центральной секции рассадить детей, одинаково склонных и к логике и к творчеству.
Учитываем темперамент детей
- Флегматикам за первыми столами (равно как и за последними) будет некомфортно.
- Меланхолики – интроверты, которые всех побаиваются. Такие дети за последними столами сникнут и потеряют интерес к происходящему.
- Сангвиники привыкли к публике, они склонны опекать более слабых меланхоликов. Так что можно смело сажать их рядом с меланхоликами.
- Сангвиники обычно всё делают быстрее, поэтому они способны отлично растормошить флегматиков. Пары «сангвиник-флегматик» очень успешны.
- Вспыльчивых задиристых холериков при рассаживании лучше окружить спокойными, сдержанными, не реагирующими на задирания флегматиками.
Учитываем качества характера детей
- Шумных детей лучше рассаживать за последними столами, иначе мероприятие будет сорвано.
- Шумного ребёнка можно посадить и поближе, но вместе со взрослым помощником/вожатым.
- Инициативные дети за первыми столами сильно отвлекают других – посадите их немного дальше.
- Рассредоточьте инициативных детей равномерно по всему плану рассадки. Они подтянут других.
- Точно так же равномерно рассредоточьте по схеме спокойных и гипер активных детей.
- Не допускайте, чтобы за одним столом сидели двое гипер активных детей. Провести занятие Вы не сможете.
- Если Вы планируете «подсадить» гипер активного ребёнка к спокойному, убедитесь, что последний не против.
- Детей, которые постоянно конфликтуют друг с другом, не садите вместе или близко друг от друга.
Что ещё учесть при рассаживании детей
Пересаживания детей с насиженных мест улучшают коммуникацию, но, в то же время, являются стрессовым фактором. Как часто пересаживать детей в классе в течение учебного года – дискуссионный вопрос. Это – индивидуальное решение для конкретного коллектива, в котором взрослый постарался учесть все факторы и задачи.
Если речь идёт о рассаживании взрослых людей, то:
- участников мероприятия в почтительном возрасте посадите подальше от сцены, чтобы им было не так шумно
- помолвленные пары и семьи не разъединяйте, друзей и коллег тоже хорошо разместить за одним столом
- если у Вас семьи с детьми, то маленьких детей рассаживайте вместе с родителями (более старших детей можно посадить отдельно)
- желательно не рассаживать за одним столом больше 10 человек (этот принцип касается и детей, и взрослых) – общения не получится
- желательно, чтобы каждый участник мероприятия был знаком минимум с одним человеком, который сидит за тем же столом
Астрологические аспекты рассаживания
И последний нюанс. Есть интересные наблюдения психологов, связанные с астрологическими аспектами рассаживания. Но христиане не приемлют астрологической информации. Поэтому решение, использовать эту информацию или нет, оставляю на Ваше усмотрение:
- Со стрельцами обычно не возникает дисциплинарных проблем. Но лучше посадить их подальше от окна, чтобы они меньше отвлекались.
- Львы на последних партах превращаются в бунтарей. Желательно посадить их за первыми столами и чаще «брать себе в союзники».
- Тельцы, Девы, Козероги – очень прилежны в обучении. Когда они отвечают, не торопите их. Они медлительны, но осознанны.
- Близнецы, Весы, Водолеи подвижны, непоседливы, любознательны, общительны. Без умолку болтают с соседями, им сложно сосредоточиться. Оптимально рассадить их с прилежными учениками.
- Овнам сложно высидеть весь урок, психологи советуют чаще вызывать их к доске. Не садите за одним столом двух козерогов, двух скорпионов. Раку лучше сидеть подальше от овнов, стрельцов, дев.
Оригинальные приёмы рассаживания детей
Какими интересными способами можно сообщить детям, куда им сесть? Здесь не обязательно кричать в мегафон или подводить ребёнка к его месту за руку. Придумывайте увлекательные идеи на подобие тех, которыми пользуются при рассаживании гостей на свадьбах:
- найти своё место по списку, по карте, по фото, по рассадочным карточкам, по билетам, по бейжикам, по медалькам, по маленьким именным подаркам, по указателям на стенах, по следам на полу
- причём, это может быть не просто список, но, например, интересное зашифрованное имя отряда или загадка, разгадав которую, можно открыть секретный конвертик с номером стола
- провести группы детей к своим локациям могут ростовые куклы, клоуны, аниматоры – сделайте из этого шоу с игрушечным рулём, мультяшными сигналами, выстраиваниями в паровозик, смешными обыгрываниями, когда привели не туда, весёлой музыкой
Пересаживания как приём удержания внимания
Возможно ли при помощи пересаживаний удерживать внимание детей и взрослых на мероприятии? Да! Это – увлекательный педагогический приём, повышающий внимание, поддерживающий дисциплину, укрепляющий интерес к происходящему. Как использовать этот приём с пересаживаниями?
В самом начале урока или мероприятия сообщите присутствующим, что на протяжении всего урока Вы будете проверять их внимание при помощи специальных визуальных знаков (или звуковых сигналов). Покажите такой знак и объясните, что людям делать, когда они увидят такой знак.
Как это работает? Например, Вы рассказываете историю. В подходящем месте Вы неожиданно показываете детям карточку со стрелкой вправо и цифрой 2. Это означает, что всем нужно срочно пересесть на 2 сидения вправо. В первый раз люди, возможно, немного замешкаются, но в дальнейшем будут более внимательными. А если ещё и призы будут для самых внимательных, то вовлечение будет максимально эффективным!
Как часто использовать этот приём на одном уроке? Для рассказа одной истории (это примерно 15-20 минут) используйте приём с пересаживаниями 3-4 раза. Этого вполне достаточно, чтобы удерживать внимание на протяжении всей истории. Но не используйте этот приём в каждой истории!
Старайтесь придумывать способы пересаживания так, чтобы они были в тему истории или в стиле мероприятия. Например, Вы рассказываете о том, как Иисус отмечал с учениками ветхозаветную Пасху. Во время этого Он возлежал. Так могли сидеть только свободные люди. Рабам так сидеть не разрешалось. Тут же предложите всем сесть, расслабившись, облокотившись на левую руку – как свободные люди.
Заключение
Всё! Я рассказала Вам всё, что сама знаю об этом и чем я постоянно пользуюсь в своей практике работы с детьми. Это – не просто информация о том, как рассадить детей. Это – свежие незаезженные и, главное, действенные идеи для удержания внимания, поддержания дисциплины, разнообразия обучающего процесса, лучшего взаимодействия детей друг с другом. Если Вам было полезно узнать об этом, напишите свою «пасибку» в комментарии под статьёй. Благословений!
© Ирина Иваськив
Залишити відповідь