про японию

Интересное про Японию или Как провести урок миссионерства в Воскресной школе

Оглавление

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Коннитива! Это «Здравствуйте!» по-японски. С Вами Ирина Иваськив. Помимо традиционных библейских уроков включайте в программу Воскресной школы и миссионерские занятия. На этих занятиях можно рассказывать детям об особенностях и нуждах разных стран, формируя в детях миссионерский навык молиться за другие страны и народы. Такие миссионерские занятия советую проводить ежегодно в каждой возрастной группе: 2 раза в году (в 1-м полугодии и во 2-м полугодии между сериями библейских уроков). В этой статье делюсь своим конспектом: это – урок миссионерства про Японию. Рассчитан этот урок на подростков, но его можно адаптировать и для других возрастных категорий.

про японию

Как подготовиться к уроку про Японию

Вариант 1: с тематическими зонами

Если у вас есть просторное помещение, то для урока про Японию можно будет организовать несколько зон, чтобы по ходу урока переходить от одной зоны к другой (как это происходит во время экскурсий в музеях).

1-я зона может представлять собой салон самолёта, который летит в Японию. Для этого достаточно расставить стулья или лавки в виде двух секций с проходом между секциями (так, как сидения расположены в настоящих самолётах).

2-я зона – это место у стены, на которой будет висеть карта. Здесь будет удобно рассказать про географические особенности Японии, её территорию и население.

3-я зона – это ещё одно место у стены, где можно прикрепить фотографии или рисунки, которые помогут рассказать про Японию. Фото японской йены, фото японской машины, фото японского снеговика, фото листка календаря с 1 апреля.

4-я зона – пространство вокруг секций со стульями. Для этой зоны понадобится магнитофон или другое устройство прослушать христианское прославление на японском языке и на фоне этой музыки помолиться за христиан в Японии.

5-я зона – это ещё одно место у стены, где можно прикрепить фотографии или рисунки, чтобы рассказать историю Садако. Эту зону можно украсить японскими журавликами. Прикрепите здесь и ватман «Я молюсь о больных».

6-я зона – это ещё одно место у стены, где можно поговорить о языке, письменности, культуре, поэзии, живописи и других особенностях.

7-я зона – место, где можно расстелить ковёр и удобно рассесться на полу вокруг низкого журнального столика. В этой зоне можно будет устроить японское чаепитие (зелёный чай с вкусняшками, можно использовать и фрукты).

Учителю можно надеть что-то, похожее на кимоно.

Вариант 2: без тематических зон

Если возможности разделить помещение на тематические зоны нет, используйте другие приёмы (доску, ватман, проектор, наглядные пособия, что-то типа физкультминуток в тему занятия). Украсьте помещение в японском стиле. Наденьте одежду, похожую на кимоно.

Главная мысль, которую я советую повторять на миссионерских занятиях, похожа на конструкцию: Ты можешь молиться за + (назовите страну).

Конспект урока миссионерства про Японию

Введение (угадай страну):

Какую маленькую лошадку нужно поставить между двумя местоимениями, чтобы получилось название страны? … Я – ПОНИ – Я.

Сегодня мы отправимся с тобой в гости в Японию. А вернее, в столицу Японии. Как она называется? … Токио – огромный мегаполис с сумасшедшим ритмом жизни, ультрасовременными небоскрёбами и множеством достопримечательностей. Чтобы из Украины добраться до Японии, нужно 11 часов лететь в самолёте. Этого времени мне хватит, чтобы рассказать тебе о Японии. ))) Так что, пани та панове, давайте представим себя на борту авиалайнера Киев-Токио.

Приветствие по-японски:

Японцы уверены, что их язык выучить нереально, поэтому очень уважают каждого, кто может хотя бы поздороваться по-японски. Наш полёт мы тоже начнём с того, что научимся здороваться по-японски.

Здравствуйте – Коннитива

Здороваясь с кем-то, японцы традиционно кланяются.

Название страны

Слово «Япония» дословно переводится так: место, где восходит солнце. Поэтому Японию и называют страной восходящего солнца. Кто знает, как выглядит флаг Японии? … Да, это белое полотнище с красным кругом посередине. Этот круг символизирует, как ты думаешь, что? Конечно, восходящее солнце.

Очень развитая, богатая, безопасная страна, сочетающая в себе многовековые традиции и современные технологии. В феврале 2020 Японии исполнилось 2680 лет. Очень древняя страна, начавшая заселять эти территории ещё за несколько сотен лет до н.э.

про японию

Время в Японии

Время в Токио на 7 часов опережает время в Киеве. Например, в Японии будет 8 утра, а мы в это время будем крепко спать – у нас будет час ночи. У нас сейчас 14.00, а который час сейчас в Японии? Кто догадался? … (21.00). Поэтому по прибытию в Японию твой смартфон будет показывать время в двух вариантах: время по Киеву и время по Токио. Можно использовать 2 циферблата с вращающимися стрелками (время по Киеву и время по Токио) как тренажёр определения времени в Японии.

Игра «Собери карточки про Японию»

Карточек должно быть по количеству блоков, которые Вы решите включить в урок про Японию. Все карточки нужно пронумеровать и изобразить понятными символами, ребусами, загадками то, что Вы планируете рассказывать в каждом блоке. На некоторых карточках разместите знак молитвы (сложенные в молитве руки). Карточка с таким знаком будет означать, что эту часть урока надо не просто озвучить, но и выделить время для практической молитвы.

Правила игры

  • На каждой карточке в одном и том же месте следует сделать отверстие для нанизывания на ленту
  • Карточки должны быть горизонтальными и узкими, чтобы напоминать лепестки японского веера
  • Не говорите детям, что это – лепестки веера, в конце игры им надо будет догадаться об этом самим
  • Карточки надо буде заранее прикрепить под некоторыми сидениями, равномерно по всему залу
  • На данном этапе занятия детям нужно дать команду найти все карточки, заглянув под сидение
  • Карточки надо использовать согласно номерам по ходу занятия, спрашивая: у кого карточка № …

Как играть

Попросите ребёнка, у которого окажется карточка № 1, рассказать, что  напоминает ему рисунок на карточке (или разгадать ребус на карточке), а потом расскажите об этом сами. После своего рассказа (если на карточке окажется молитвенный знак), озвучьте нужду страны и предложите детям справа или слева помолиться за эту нужду вслух, а остальным – поддержать их в молитве. После рассказа и молитвы карточки надо нанизывать на ленту или на карандаш (трубочку для коктейля), закреплённый вертикально пластилином на дощечке.

Попросите детей подняться и подойти к карте на стене. Следующую часть урока озвучивайте в этой зоне.

Карточка № 1 Краткий географический обзор

В далёком Тихом океане есть Японский архипелаг, то есть группа очень близко расположенных друг ко другу островов. Япония расположена на этих островах. Их, кстати, несколько тысяч. Но самых крупных – четыре.

Омывается Япония справа – Тихим океаном, а слева – Охотским, Японским и Восточно-Китайским морями. Если переплыть эти моря, то ближайшими соседями Японии будут: Китай, Корея (и Южная, и Северная) и Россия.

Все эти острова, на которых расположена Япония, гористые, холмистые – там очень мало равнинных участков земли. Эти острова примечательны тем, что на них много как потухших, так и действующих вулканов. На территории Японии находится примерно 200 вулканов, самый высокий из которых – вулкан Фудзияма – 3776 м. Из-за этих вулканов в Японии часто случаются землетрясения: примерно 1500 землетрясений каждый год.

Самое разрушительное землетрясение случилось в 1923-м году. Оно унесло жизни более 140 тысяч людей. После этого землетрясения японцы начали серьёзно развивать науки, помогающие предсказывать землетрясения, и жертв в последующих землетрясениях было уже намного меньше. Все японские землетрясения осложняются тем, что Япония со всех сторон окружена водой. Это часто поднимает Тихоокеанские цунами. Во время сильнейшего за всю историю Японии землетрясения в 2011-м году серия цунами высотой более 10 метров разрушили Фукусимскую АЭС, что стало ещё одной радиационной катастрофой сродни Чернобылю.

Молитвенная нужда: частые землетрясения

Карточка № 2 Территория и население Японии

По территории (примерно 378 тысяч км2) Япония больше, чем Германия, или Корея, или Великобритания. На территории Японии может разместиться 17 Израилей. А если сравнивать территорию Японии с Украиной, то Япония – это примерно половина Украины, то есть нужно взять две Японии, чтобы получилась одна Украина.

Но зато людей в Японии проживает гораздо больше, чем в Украине – почти в 3 раза больше (примерно 127 миллионов, 10-е место в мире по количеству населения). Но в отличие от многонационального Израиля, Япония – мононациональная страна. Это означает, что в ней проживают только японцы: 98.4%!

про японию

Карточка № 3 Валюта и экономика Японии

Подойдите с детьми к зоне № 3. Следующую часть урока озвучивайте в этой зоне.

Валюта: японская йена

Экономика Японии

  • Япония – великая экономическая держава, лидирующая в области компьютерных технологий, робототехники и биомедицины. В этой стране даже туалеты могут быть компьютеризированы.
  • Всему миру известны японские производители бытовой техники (Akai, Casio, Hitachi, JVC, Panasonic, Sharp, Sony) и марки японских автомобилей (Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi, Mazda).
  • Что ещё рассказать тебе про Японию? Япония – страна с левосторонним движением, а руль у автомобиля расположен справа.
  • Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает много снега, шоссе и тротуары подогреваются. Поэтому гололёда там не бывает, да и снег убирать не надо. Очень удобно!
  • Кстати, коль уж речь зашла о снеге, то снеговиков в Японии принято лепить только из 2-х снежных шаров. А Деда Мороза в Японии называют Одзи-Сан.

Карточка № 4 Как учатся в Японии

  • 15 японцев – лауреаты Нобелевской премии по химии, физике и медицине. Грамотность в Японии почти 100%.
  • Половина японцев хорошо рисует и поёт. Это связано с тем, что детей в Японии сначала учат рисовать и петь, и только потом – читать и писать.
  • В Японии учебный год начинается первого апреля (учебный год разделён на триместры – 3 месяца поучились, потом месяц – каникулы).
  • Вот так выглядит традиционная школьная форма в Японии:

школьная форма японии

Карточка № 5 Как работают в Японии

  • Японцы очень трудолюбивы, могут работать сутками, не уставая. Они пропускают обеденные перерывы, приходят на работу раньше и постоянно задерживаются на работе.
  • При этом японцы совершенно не умеют отдыхать: 4 дня отгулов в Японии уже считается отпуском. Может, поэтому в Японии нет безработных (ведь все любят и хотят работать).
  • Глянешь на японцев – маленькие, низкорослые, худощавые, но физически это – очень выносливые люди.
  • Детей также приучают к труду: например, уборку в школе ученики всегда делают сами.

Карточка № 6 Религии в Японии

Попросите детей стать вокруг секций со стульями. Следующую часть урока озвучивайте в этой зоне.

В Японии две основные религии: буддизм и вера в разные верховные божества (например, главной японской богиней считается Богиня Солнца — Аматэрасу). Христиан в Японии очень мало, не больше 2%. Здесь есть большая молитвенная нужда в том, чтобы люди узнали о Христе.

Кстати, в Украине, в Одессе, есть японская христианская церковь. Представляешь? Пастор этой общины для благовестия использует бесплатные курсы японского языка: люди приходят на занятия, где не только учат японский язык, но и слышат призыв последовать за Христом.

Молитвенная нужда: рассказать о Христе

Христианская японская песенка: Со имасу

Карточка № 7 Исторические факты про Японию

6 августа 1945 года бомбардировщик США сбросил на японский город Хиросима ядерную бомбу, которая сразу убила около 80 тысяч человек. Через 3 дня, 9 августа, американцы сбросили ядерную бомбу ещё на один японский город Нагасаки, где погибло 40 тысяч человек. Позже от лучевой болезни умерли ещё около 135 тысяч людей. Одним из симптомов лучевой болезни была лейкемия – тяжёлое смертельное заболевание крови. Можно проиллюстрировать этот факт коротким пересказом истории японской балерины, заболевшей лейкемией (х/ф «Москва, любовь моя» 1974).

История Садако и бумажного журавлика

Подойдите с детьми к зоне № 5. Следующую часть урока озвучивайте в этой зоне.

Всему миру известна японская девочка Садако, жившая в городе Хиросима. Во время атомной бомбардировки Хиросимы в 1945-м девочке было 2 года. Она была дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. Взрывная волна вынесла её через окно, но девочка осталась жива. Девочка умерла через 10 лет от лейкемии – последствий радиационного облучения. Примерно за год до смерти девочка была помещена в госпиталь. Она была совсем плоха.

Её подруга рассказала ей о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как и многие другие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.

японский журавлик

Песня «Японский журавлик» и оригами

Вернувшись из Японии, пройдя немало вёрст,

Бумажного журавлика товарищ мне привёз.

С ним связана история, история одна —

Про девочку, которая была облучена…

Из песни «Японский журавлик»

музыка: Серафима Туликова, стихи: Владимира Лазарева

Здоровье Садако постоянно ухудшалось. Она умерла, успев сделать 644 журавлика. Её друзья доделали журавликов, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов. История Садако рассказана в х/ф «Здравствуйте, дети!» 1962.

Оригами (складывание фигурок из бумаги) – самый известный и самый древний вид японского рукоделия.

Сегодня девятая статья японской конституции запрещает стране иметь свою армию и участвовать в войнах.

Попросите детей вырезать по трафарету маленького журавлика и приклеить на ватман «Молюсь о больных».

Молитвенная нужда: исцеление больных

Карточка № 8 Язык и письменность

Подойдите с детьми к зоне № 6. Следующую часть урока озвучивайте в этой зоне.

про японию

Государственный язык: японский, широко распространён и английский. В японском языке нет ругательств. Вместо ругательств японцы просто повышают громкость голоса.

В японском языке у месяцев нет названий, вместо этого они обозначаются порядковыми номерами. Например, сентябрь это 九月 (кугацу), что означает «девятый месяц».

  • Спасибо – Аригато (годзаимас)
  • Я не понимаю – Вакаримасэн
  • Как Вас зовут? – Нан тою: о-намаэ дэс ка?
  • Меня зовут … – Намаэ ва Мо симас …
  • До свидания! – Саё нара
  • Бог любит тебя по-японски –

Много коротких имён: О Та, Со Ён, Пак Ток Дин, Ли

В Японии 3 вида письменности: два из них попроще (для общения), а один (иероглифы) предназначен не только для общения, но и для творчества. Такие иероглифы являются частью картин. Их рисуют в той же цветовой гамме. Они содержат мудрые высказывания или строчки японской поэзии. Они помогают ещё больше понять смысл картины.

про японию

Карточка № 9 Японская поэзия хайку

Прочитай эти 3 строки. Что они тебе напоминают?

Потеряла лицо Таня-тян –

Плачет о мяче, укатившемся в пруд.

Возьми себя в руки, дочь самурая!

Верно! Это – знаменитый стих Агнии Барто «Наша Таня громко плачет» в японском переводе. М-да, переводы эти немного странные, но оригинальные…

Внимательно вглядись в траву –

Здесь сидел зелёный кузнечик, похожий на плод огурца.

Ай да лягушка!

Японская поэзия насыщена очень художественными сравнениями: например, мы называем цвет, в основном, одним словом – коричневый, а японец назовёт этот цвет примерно так: цвет запылившейся древесной коры.

В Японии часто пишут стихи из 3-х строк. Как на нашей карточке. Такие трёхстишия называются «хайку». Такими трёхстишиями пишут не только детские стихи, но и глубокую высокодуховную философскую поэзию.

Карточка № 10 Японская живопись

Вообще японская живопись и литература неразрывно связаны.

Всё, что изображают на картинах, имеет свой смысл. Например, сосна на картинах означает долголетие и власть, волны – символ слёз и т.д.

Краски непривычны для нашего глаза: очень светлые, прозрачные, золотистые. Это от того, что их изготавливают из растений и минералов.

японская живопись

Карточка № 11 Вопросы чести в Японии

Рассказывая про Японию, невозможно не упомянуть и боевые искусства, которые здесь очень развиты: дзюдо, каратэ, айкидо, кэндо, джиу-джитсу.

Вопрос чести по-прежнему играет в Японии центральную роль, даже в политике. Последний премьер министр Юкио Хатояма подал в отставку после того, как не смог выполнить предвыборное обещание. Двое его предшественников тоже.

Карточка № 12 Обстановка в японских домах

В японских домах очень мало мебели. Главной поверхностью, на которой сидят, спят, принимают пищу, является покрытый ковром пол. Поэтому картины в основном располагают непривычно низко – на уровне глаз сидящего на полу человека. Главный предмет интерьера – расписные ширмы, которые выполняют роль стенных перегородок и картин одновременно.

Японцы очень чистоплотны. Все моются каждый день. Прежде чем войти в дом, японцы всегда снимают обувь. В Японии принято переобуваться в специальные тапочки для посещения туалета.

Карточка № 13 Греховные наклонности

В Японии порнография продаётся абсолютно везде. Каждый комбини (продуктовый магазине) имеет стойку с прессой, где обязательно есть отдельная полка с хентаем – эротическими комиксами. В маленьких книжных магазинах хентай составляет треть всего ассортимента, в больших книжных магазинах под порнографию отводится 2-3 этажа.

Молитвенная нужда: покаяние за грехи (за эту молитвенную нужду помолитесь сами)

Карточка № 14 Особенности японской кухни

Подойдите с детьми к зоне № 7. Следующую часть урока озвучивайте в этой зоне.

  • Любимая японская еда очень проста: рис, овощи, рыба и морепродукты. Рис японцы выращивают сами. Они кушают рис и на завтрак, и на обед, и на ужин.
  • Японская кухня – это особое искусство создавать натюрморты на тарелке, оформлять и преподносить блюдо. 70% ТВ программ в Японии – это… шоу о еде.
  • Фрукты в Японии очень дорогие. За одно небольшое яблочко тебе нужно будет заплатить 2$ (примерно 60 гривен). А дыня здесь стоит около 200 долларов.
  • Любимый напиток японцев: зелёный чай, который обычно пьют без сахара. Во время чаепития не разговаривают, сказать что-то можно только тогда, когда выпит последний глоток чая.
  • Обязательный атрибут: деревянные палочки для еды. Даже супы здесь кушают палочками: сначала вылавливают палочками кусочки овощей и мяса, а затем просто выпивают суп из пиалы.
  • В Японии принято причмокивать во время еды. Если ты не чавкаешь, хозяин подумает, что еда тебе не нравится.

Устройте в этой зоне японское чаепитие (зелёный чай с угощениями) – с причмокиванием.

Закрепление материала при помощи веера

Посмотри, мы нанизали на ленточку все наши карточки. Видишь, что у нас получилось? Что это тебе напоминает? … (веер)

Традиционная одежда японцев: кимоно (и мужское, и женское), большие спицы для волос, зонтик, расписанный веер – неизменный атрибут японской моды.

При помощи этого веера мы повторим основные факты про Японию. Вы задаёте детям вопрос и показываете (как подсказку) соответствующий лепесток веера.

Если у Вас позволяет бюджет, закажите в типографии маленькие предметы (например, ручки, магнитики) с надписью на японском или японским символом.

На этом урок можно закончить. Ниже расскажу несколько идей и рекомендаций, как можно будет адаптировать занятие про Японию для дошкольников.

японский веер

Что ещё может понадобиться для урока

Детские японские песенки

«Покатился жёлудь» («Донгури корокоро», слова: Аоки Нагаёси, музыка: Янада Тадаси, для дошкольников)

По-японски По-русски
Донгури корокоро донбурико

О-икэ ни хаматтэ тайхэн

Додзё: га дэтэ китэ коннитива

Боттян иссёни асобимасё

 

Донгури корокоро ёрокондэ

Сибараку иссёни асонда га

Яппари о-яма га коисий то

Найтэ ва додзё: о

Комарасэта

Жёлудь покатился – плюх!

Упал жёлудь в пруд, как досадно!

Выплыл вьюн: «Привет!

Поиграй со мной?»

 

Жёлудь покатился – радуется,

Поиграли вместе недолго,

Но заскучал по горам!

Плачет, а вьюн

Не знает, как утешить

«Слон» («Дзо-сан», слова: Мадо Митио, музыка: Дан Икума, для дошкольников)

Слоник, слоник!

У тебя нос длинный!

Да! У мамы тоже

Длинный!

Слоник, слоник!

А кого ты любишь?

Я свою маму

Люблю!

Маша и Медведь про Японию

Книги про Японию для детей

Дети заинтересовались страной восходящего солнца и хотят больше знать про Японию? В продаже (например, на платформе OZON) есть книга «Япония. Энциклопедия для детей», которая удовлетворит любопытство детей школьного возраста.

Фильмы про Японию для детей

Также посмотрите с детьми великолепные фильмы об истории и культуре Японии. Для младших школьников подойдёт фильм «Здравствуйте, дети!» 1962. А с подростками можно посмотреть и обсудить фильм «Последний самурай» 2003.

Друзья, если Вам понравилось такое занятие, напишите мне об этом в комментарии под статьёй. Если Вы знаете какие-то удивительные факты про Японию, которые можно рассказать детям, тоже напишите в комментариях. А если можете поделиться христианской песенкой на японском языке с произношением, переводом, нотами и ссылкой на видео (если есть), то Вам это зачтётся! Вот прям расцелую, если когда-нибудь встретимся! )))

© Ирина Иваськив

А после урока про Японию можно вернуться к классическим библейским урокам. Готовьтесь к ним вместе с нашими статьями:

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

one − one =