ритмические игры

Ритмические игры: и полезно, и весело! В копилку учителю музыки

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Вот наступило ещё одно утро, ускоряя и без того бешеный ритм нашей жизни. С Вами Ирина Иваськив. И вот это понятие – ритм жизни – мне, композитору, о многом говорит. Люди, которые приходят в нашу жизнь или уходят из неё, меняют ритм жизни, то совершенствуя его, то вгоняя в аритмию. Думаю, что и дети чувствуют ритм не хуже взрослых. По-своему. Сегодня поделюсь с Вами своими наработками по развитию чувства ритма у детей. Итак, несложные, но очень полезные ритмические игры…

Ритмическая кричалка «Обеденная»

Приготовьте наглядное пособие со словами любого стихотворения, которое можно использовать для ритмической игры. Отстукивать ритм дети могут руками, ногами, звуками, предметами. Хорошим примером такого стихотворения будет обеденная кричалка:

Мы так сильно есть хотели,

За столы мы дружно сели.

Мы шумели и кричали,

Ложкой по столу стучали.

Требуем нести обед,

Мы не кушали сто лет!

Вот еду нам принесли –

Наконец-то сыты мы!

Во время 1-й и 2-й строчки отстукиваем ритм половинными длительностями (в размере 4/4), в 3-й и 4-й строчке – четвертными, в 5-й и 6-й – восьмыми, в 7-й и 8-й – придумываем оригинальный джазовый рисунок. В конце на слог “мы” делаем овации – подобие тремоло из хлопков.

Ритмическая игра «Тыц, ты-тыц»

Делим детей на 3 группы:

  • 1-я группа: бим-бом, бим-бом
  • 2-я группа: тыц, ты-тыц
  • 3-я группа: трям-трям-трям

Сначала следует потренировать ритмический рисунок отдельно с каждой группой, затем соединить группы вместе. Вступают группы по очереди, но затем проговаривают свои слова одновременно (задача учителя – выстроить идеальный ритмический ансамбль). Время от времени меняйте группы местами (так, чтобы в течение игры каждая группа могла проговорить 3 разных ритмических рисунка). Можно добавлять всякие ковбойские штучки (типа: тррррррр-ехаааааа). А если Вы придумаете вместе с детьми ещё и синхронные (в рамках одной группы) движения, поверьте, дети запомнят Ваш урок на всю жизнь! И музыку полюбят даже те, кто раньше ухмылялся от одного этого слова. )))

ритмические игры

Лучшие ритмические упражнения

  • Упражнение «Произносить слова песни (не петь!) в ритме песни»
  • Упражнение «Прохлопывание известных музыкальных фраз»
  • Отрабатывание сложных ритмических отрезков на самом произведении

Лучшие ритмические игры

  1. Ритмическая игра «Ритмическое эхо» (дети должны в точности прохлопать то, что прохлопали вы)
  2. Ритмическая игра «Угадай песню» (дети должны угадать и напеть пару строчек песни, ритм которой вы прохлопали)
  3. Ритмическая игра «Включи магнитофон» (дети поют песню; когда вы выключаете магнитофон, детям нужно продолжать петь песню про себя; когда вы включаете магнитофон снова, детям нужно начать петь вслух, продолжая текст песни, стараясь не выпасть из ритма)

Ритмические игры для открытого урока

Для разных «аврально-эксклюзивных» случаев всегда держала в запасе игру «Хлопалки». Разработала её лет 20 назад, но и по сей день она меня выручает. Подготовьте для этой игры карточки с разными ритмическими рисунками. Объясните детям символы на карточках:

  • Руки: 1 хлопок в ладоши
  • Мальчик с руками на коленках: 1 хлопок по коленям
  • Крестик: хлопков нет, пауза

Игра основана на размере 4/4. Поэтому каждая карточка разделена на 4 одинаковых ячейки. Начинаем игру с самых простых ритмических рисунков (и обязательно в медленном темпе). Каждый символ прохлопываем четвертными длительностями.

ритмические игры

ритмические игры

ритмические игры

ритмические игры

ритмические игры

ритмические игры

Далее усложняем игру: включаем карточки с двумя символами в одной ячейке (вводим восьмые длительности).

ритмические игры

ритмические игры

Ещё более усложняем игру: ускоряем темп, начинаем показывать карточки быстрее, без времени на раздумья, так, чтобы заданный ритм не останавливался при смене карточек.

Ещё более усложняем игру: делим детей на две команды, начинаем одновременную игру с двумя командами, показывая им сначала одинаковые ритмические рисунки, потом – разные.

Ещё более усложняем игру: вывешиваем текст ритмической «Обеденной» кричалки (дети должны достаточно хорошо её знать) и пробуем проговаривать слова кричалки, сопровождая его тем ритмическим рисунком, который преподаватель показывает на карточке.

Заключение

Ритмические игры – одни из любимых на уроках музыки. Дети от них в восторге! Используйте их не только на уроках музыки, но и на других занятиях, как пятиминутки для отдыха, как игры на внимание, как командные игры, как игры-забавы. В походах, квестах, лагерях, для праздничных и семейных посиделок – они везде создадут хорошую доброжелательную атмосферу! Если статья оказалась Вам полезной, напишите об этом в комментариях.

© Ирина Иваськив

Ритмические игры станут украшением любого занятия. Готовьтесь к занятиями вместе с нашими статьями:

Откуда взялась музыка? Когда она появилась на земле? Зачем она нужна? Какой голос у Бога? Как были устроены музыкальные школы при скинии? Какие музыкальные инструменты первые люди использовали для богослужений? Как первые люди записывали музыку? Что Библия говорит о музыке? Если вас когда-нибудь интересовали подобные вопросы, смотрите Библейские уроки музыки на нашем канале в Ютубе.

Понравилась статья? Поделитесь ею!

One thought on “Ритмические игры: и полезно, и весело! В копилку учителю музыки

  1. Здравствуйте,прочитала и вспомнила,когда ребенок был маленький, мы всегда с ним делали вот такие игры-пятиминутки)) ему действительно очень нравилось))) а для учителей это вообще замечательный урок))

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

nineteen − five =