Кубик Блума: педагогическая техника, которая поможет детям развить критическое мышление
Оглавление
Друзья, сегодняшняя статья – “дипломная” работа ещё одной нашей ученицы, молодой мамы, увлекающейся рукоделием и книгами по детской психологии. Знакомьтесь: Кристина Мишарёва из Салавата. Вместе с Кристиной попробуем разобраться в интересной образовательной методике под названием “Кубик Блума”.
Для начала стоит рассказать о том, что же само по себе представляет «критическое мышление», как понимать этот термин. У некоторых людей, вполне возможно, промелькнет ассоциация с чем-то негативным, так как подразумевается конфликт, спор, разногласия. Хотя, если посмотреть под другим углом, то «критическое мышление» находит отголоски с «аналитическим мышлением», «творческим мышлением», «логическим мышлением». Психологи, дающие характеристику «критическому мышлению», описывают его как рациональное мышление, направленное на решение того, чему верить и что делать. Техника американского ученого и психолога Бенджамина Блума как раз и направлена на развитие критического мышления. Называется эта техника – Кубик Блума. Хороша она тем, что опирается на тезис «учить не науке, а учить учиться».
Суть методики Блума
Суть предложенной Бенджамином Блумом теории заключается в том, чтобы сгруппировать все образовательные цели в 3 категории:
- закрепить и проанализировать определённое количество знаний
- побудить эмоционально откликаться на полученные знания
- применить полученные знания на практике
Таким образом, три составные части образовательной цели можно озаглавить блоками «Знаю», “Чувствую”, «Делаю». С помощью этой методики детям предлагается не готовый навык, а проблема, которую ребенок должен суметь решить самостоятельно, используя свои знания, опыт, наблюдательность, логику, творческое мышление.
Пример развертки Кубика Блума
Метод использования Кубика Блума
Для техники развития критического мышления понадобится обыкновенный бумажный куб, на каждой грани которого написаны разные слова, каждое из которых представляет собой либо вопрос, либо задание:
- Назови
- Почему
- Объясни
- Предложи
- Придумай
- Поделись
Учитель, используя эти слова, составляет список вопросов и заданий в рамках темы урока, чтобы проверить знания учеников. Вопросы и задания удобнее всего составлять, отталкиваясь именно от написанных на гранях кубика слов, с них лучше всего и начинать вопрос.
Учитель подбрасывает кубик, выпавшая грань укажет на то, какого вопрос из списка следует задать вопрос.
Примеры вопросов и заданий
Вся уникальность метода заключается в том, что с помощью него можно составить вопросы самых разных видов.
- Назови
Здесь ученику предлагается просто назвать термин, предмет, определения, характеристики и т.п..
Например: «Назови признаки правового государства», «Назови главных героев произведения А.П. Чехова «Каштанка», «Назови случаи употребления апострофа в английском языке?», «Назови не меньше трёх определений, характеризующих эпоху Ренесанса».
- Почему
Тип этих вопросов учит устанавливать причинно-следственные связи, а, проще говоря, думать.
Например: «Почему Иван Грозный был прозван Грозным?», «Почему ты считаешь Евгения Онегина повесой?», «Почему крестьян раскулачивали?», «Почему молоко убегает?».
- Объясни
Ряд этих вопросов нужен для более глубоких уточнений, чтобы помочь детям взглянуть на проблему со всех сторон. Как правило, вопросы из этого блока начинаются со слов: «Объясни свою точку зрения… »
- Предложи
Ученику дают возможность предложить какой-то альтернативный способ решения проблемы.
Например: «Предложи, где и как можно применить знания теории вероятности», «Предложи не менее пяти наук, в которых можно использовать знания латинского языка», «Предложи варианты трактования этого закона с другой позиции»
- Придумай
Данные типы вопросов несут в себе творческий подход, где есть место вымыслу и полету фантазии.
Например: «Придумай, как будут развиваться события, когда наука изобретёт формулу бессмертия», «Придумай свой вариант завершения книги “Война и мир”», «Придумай план выживания на случай, если Солнце начнёт угасать»
- Поделись
Вопросы из этой серии строятся таким образом, чтобы затрагивать эмоциональную сторону учеников.
Например: «Поделись, почему из всех стихотворений Есенина ты выбрал именно это?», «Поделись своими эмоциями от прочтения Анны Карениной», «Какие эмоции у тебя вызвал Плюшкин из произведения «Мёртвые души?»
Кубик Блума для начальных классов
Ученикам младших классов стоит несколько перефразировать грани кубика более простыми словами.
- Опиши (предмет: форма, цвет, размер, явление, процесс)
- Сравни (предметы, явления, процессы между собой, чем похожи, чем отличаются)
- Подумай (на что похож предмет, явление, процесс)
- Расскажи (из чего сделан предмет и насколько он хорошо сделан, где, когда, при каких обстоятельствах, как часто возникает то или иное явление, какие действия сменяют друг друга в том или ином процессе и т.п.)
- Объясни (достоинства и недостатки предмета, явления, процесса)
- Предложи (как и где можно использовать предмет, явление, процесс)
Заключение
Техника развития критического мышления Кубика Блума достаточно универсальна. Ведь она подходит как ученикам начальных классов, так и старшеклассникам и даже студентам. Кубик Блума можно применять на уроках всех видов. Поскольку данная техника позволяет обширно осветить вопросы пройденной темы, в старших классах её можно преобразовать в таблицу. Таким образом, каждая пройденная тема может сопровождаться «контрольной точкой» в виде этой таблицы, помогая учителю всесторонне закреплять с ребятами изучаемый материал.
Нужны свежие идеи для преподавания? Читайте наши статьи:
- Вундеркинд: как чувствует себя ребенок, которого растят в ускоренном темпе?
- Возрастные особенности подростков или Что мы знаем про подростков?
- Что главное в жизни: 4 важных вопроса для размышления
Интересная статья. Думаю не плохо было бы принять такое руководство к действию всем педагогам.