Игры на развитие памяти. Нескучная подборка для детей и взрослых
Замечали, как подростки всё больше и больше наседают на калькуляторы, решая с их помощью даже самые простые расчёты в одно-два действия? А ведь эти элементарные расчёты (типа таблицы умножения) запросто можно производить в уме. Скажете, подростки обленились? Ну, мы, взрослые, скажу Вам, тоже не сильно заморачиваемся тренировками своей памяти. И память наша каждый день даёт микро сбои: взглянули на часы и тут же забыли, который час. И приходится доставать мобильник второй и третий раз, чтобы запомнить, наконец, какое время он показывает. Пока шли на кухню, забыли зачем. Пока нашли листик и ручку, забыли номер маршрутки, который нам сообщили минуту назад. Дочитали меню до конца и… уже забыли, что было в его начале. Память нуждается в регулярных упражнениях. Как спортсмены в тренировках, как музыканты в репетициях, как фокусники в оттачивании своих действий. Здесь всё очень просто: отсутствие занятий = отсутствие результата. Конечно, начинать нагружать мозг желательно с самого раннего детства. Но развивать память, заставляя мозг трудиться, можно в любом возрасте. С Вами Ирина Иваськив. И в этой статье – игры на развитие памяти, которые можно адаптировать под любую задачу, тему и форму деятельности, обстоятельства и возраст.
Память принято делить на четыре вида:
- Двигательную (моторную, мышечную). Такой тип памяти можно наблюдать, например, во время игры на пианино, когда пианист забыл часть партитуры, но его пальцы в силу многократных повторений сами вспоминают забытый отрывок. Пальцы вспоминают эту часть быстрее, чем это происходит в голове. Другими словами, именно благодаря мышечной памяти происходит вспоминание и в голове.
- Эмоциональную. Этот тип памяти легко проследить в тех ситуациях, когда нам на глаза попадается какая-то вещь, с которой связаны очень сильные пережитые эмоции (и хорошие, и не очень). Как только человек цепляет эту вещь взглядом, мозг вспоминает эти эмоции, и человека охватывают те же ощущения. Благодаря этим эмоциям человек до мельчайших подробностей вспоминает и саму ситуацию.
- Словесную (логическую, смысловую). А этот тип памяти заточен на слова. Мы храним в своём сознании множество ситуаций, связанных именно со словами. Это могут быть либо ранящие фразы, либо, наоборот, сильные и своевременные слова поддержки. И каждый раз, когда мы слышим определённую фразу или слово, мозг раскручивает ассоциативную цепочку диалогов, действий, выводов и последствий.
- Образную (зрительную и слуховую). Этот тип памяти запечатлевает всё образами, картинками, цветами, символами, звуками, запахами. Услышали знакомую мелодию и вспомнили случай, который она напомнила. Увидели сиреневую блузочку в магазине и воспроизвели в памяти историю, в которой что-то было связано с сиреневым цветом. Тренировка образной памяти поможет запоминать больше информации на слух и на взгляд.
С учётом этой информации и выбирайте игры на развитие памяти. Понаблюдайте за своим чадом: какой вид памяти является для него наиболее интересным, результативным, эффективным? Сложно ли ему заучивать стихотворения, песни, правила, комбинации цифр?
Лучшие игры на развитие памяти
На сегодняшний день одной из самых интересных и эффективных игр, развивающих зрительную память, продолжают оставаться «Пазлы». Суть сводится в собирании образа, который представлен на упаковке. Для развития слуховой памяти время от времени выполняйте такие упражнения:
- «Цитирование классика»: взрослый зачитывает поговорку, загадку или 1-2 предложения из сказки (для более старших детей – стихи, прозовые кусочки классиков), а дети повторяют то, что смогли запомнить.
- «Музыкальная память»: взрослый пропевает, проигрывает на инструменте, простукивает или прохлопывает ритм одного музыкального предложения, а ребёнок пробует повторить услышанное точь-в-точь.
- «Снежный ком»: известная и любимая игра, в которой можно запустить любые цепочки слов. Например, 1-й игрок называет своё имя, 2-й игрок повторяет это имя и называет своё, 3-й игрок повторяет два имени и добавляет своё. Можно запустить цепочки из стран, городов, животных, птиц, рыб, насекомых, деревьев, цветов, продуктов, видов транспорта, марок машин и т.д.
«Запоминаем эмоции»
При помощи этой игры формируем у детей эмоциональную память. Такие игры на развитие памяти состоят из 3 этапов:
- Первый (образная зрительная память): предложите ребёнку представить что-то конкретное (например, снежка) и описать это. Размер (большая или маленькая), форму (похожа на шарик), цвет (белая), массу (тяжёлая или лёгкая), температуру (холодная или тёплая), ощущения на ощупь (гладкая, колючая и др.).
- Второй (образная слуховая память): предложите ребёнку представить звуки, которые может издавать снежка, и описать их. Сила звука (тихо, громко), длительность звука (коротко, долго), ощущения (что ты чувствуешь, когда слышишь этот звук). Побудите ребёнка сравнить хруст снега с другими звуками (на что похож звук).
- Третий (эмоциональная память): предложите ребёнку мысленно слепить снежку, подержать её в руках. Пусть ребёнок опишет свои ощущения (что ты в этот момент чувствуешь, о чём ты в этот момент думаешь, о чём снежка напоминает тебе, что тебе хочется сделать, что бы сказала снежка, если бы умела разговаривать).
«Вспомни пару»
Отличная игра на развитие логической/смысловой памяти. Взрослый называет по очереди слова, а ребёнок подбирает к этому слову пару (слово, тесно связанное по смыслу). Например: ручка – тетрадь; книга – обложка; тарелка – ложка. Слова подбирайте соответственно возрасту человека. Например, для старших детей можно использовать пары: страна – столица, слово на русском – перевод слова на английском, певец – название песни, актёр – фильм, школьный предмет – формула или понятие, писатель – литературный персонаж или название произведения и т.д.. Затем выполните это упражнение наоборот: называйте второе слово из пары, а ребёнку нужно будет вспомнить исходное слово. Также можно будет поменяться ролями, чтобы и ребёнок побыл в роли ведущего.
«Обезьянка»
Задача этой игры на развитие памяти – потренировать зрительную память. Предложите детям побыть обезьянками. Игра заключается в том, чтобы запомнить и воспроизвести последовательность и характер движений ведущего. Организатор складывает узор или конструкцию из подручных предметов, а игроки должны повторить все действия в заданной последовательности, соорудив в результате то же самое. Особенно весело получается, если ведущий намеренно ошибается в действиях.
«Пуговица»
Игра для двоих или для команд. Тренируем зрительную память. Перед каждым игроком есть нарисованный квадрат, который разбит на клетки. Для дошкольников и младших школьников можно использовать квадраты из 9 клеток. Для более старших детей количество клеток увеличиваем. У каждого игрока есть также одинаковый набор пуговиц (лучше, чтобы в одном наборе пуговицы не повторялись). Первый игрок располагает на своём квадрате три пуговицы, второму даётся минута для запоминания и воспроизведения схемы расположения на своём квадрате. Более старшим детям количество пуговиц в комбинации постепенно увеличиваем, а время на запоминание и воспроизведение сокращаем. Побеждает тот, кто правильно воспроизвёл больше всего комбинаций.
«Мемори»
Игра «Мемори» отлично тренирует зрительную память. Выкладываем перед ребёнком 10 карточек с простыми предметами (мяч, банан, чашка и т.п.). Даём 10 секунд на запоминание и после этого переворачиваем карточки рисунком вниз. Ребёнку нужно по памяти назвать как можно больше предметов (в любой последовательности). Ещё один вариант – называть предметы по порядку. Можно также не переворачивать карточки, а просто смешать карточки. Ребёнку нужно будет разложить их в том же порядке.
«Запомни 10 слов»
В этой игре тренируем слуховую память. Взрослый называет 10 простых слов, фонетически не похожих друг на друга. Ребёнку нужно повторить эти слова в любой последовательности. Сначала подбираем слова, которые состоят из одного слога (дом, мяч, день, снег, луч, брат, стол, хлеб, кот, ). Когда результаты хорошие (ребёнок запоминает 8 и больше слов, переходим к словам из двух слогов (лето, река, чашка, окно, туча, книга и т.д.). Затем используем трёхсложные слова (молоко, карандаш, работа и т.д.). Для старших детей используем более сложные слова: электричество, комбинация, радиоприёмник, верификация и т.д. Можно называть слова, объединённые одной темой или одним школьным предметом. Ещё несколько идей, как потренировать зрительную и слуховую память дошкольников:
«Запоминаем вместе»
Игра способна развить ассоциативную (логическую) память. Отлично, если число игроков 8-10 человек. Ведущий говорит слово (например: вода). Первый игрок повторяет это слово и даёт характеристику (вода + холодная). Второй игрок повторяет два слова и добавляет ещё одну характеристику (вода + холодная + из крана). И так далее. Называть можно любые части речи. Если игра на ком-то сбилась, воспроизводим цепочку слов вместе. В конце игры пробуем озвучить цепочку в обратном порядке.
«Видеоскоп»
Игра рассчитана на большое количество участников. По сигналу ведущего по кругу передаются 3 цветные картинки со множеством деталей на каждой. Это может быть изображение площади, рынка, праздника. Картинки запускаются по ходу часовой стрелки либо одновременно от разных игроков, либо по очереди от первого игрока. Каждая картинка должна обойти один полный круг игроков и вернуться к ведущему. Каждый игрок должен максимально чётко запомнить как можно больше деталей на картинках. После этого игроки по очереди описывают запомнившиеся детали, а ведущий фиксирует их на доске отдельно для каждой картинки. Когда все игроки высказались, у участников есть возможность посмотреть на картинки, чтобы сравнить свои ответы с исходными изображениями. Игра хороша тем, что даёт возможность не только внимательно запоминать самому, но и контролировать правильность описаний, которые озвучивают другие игроки.
Заключение
Говорят, память удваивает жизнь. Вот и тренируйте её постоянно. Заучивайте понравившийся стих, или цитату, или удачный перевод фразы. Играйте в шахматы, которые учат держать в памяти сложные комбинации ходов. Выработайте привычку записывать важную информацию, чтобы она не улетела из памяти. Или придумайте другие ритуалы для запоминания. Индейцы, например, завязывали узелки, чтобы запомнить какие-то факты. А израильтяне делали насечки на посохе в память о важном событии. Трудно запоминать те вещи, которые не интересны. И игры на развитие памяти как раз и делают процесс запоминания увлекательным приключением, путешествием вне времени по лабиринтам сознания.
© Ирина Иваськив
В игры на развитие памяти можно включить различные интеллектуальные приёмы, о которых мы рассказываем в наших статьях:
- Как выучить таблицу умножения с ребёнком без валерьянки
- Интеллект-карта: суть приёма, правила составления и примеры использования
- Рыбий скелет в шкафу или Метод «Фишбоун» для глубокого анализа чего угодно
Залишити відповідь