Детское музыкальное творчество или Как урчание в желудке способно организовать… оркестр?
Оглавление
Доброе музыкальное утро! С Вами Ирина Иваськив. Друзья, детское музыкальное творчество многогранно и не исследимо! Как космос… ))) В этой статье поразмышляем о том, как оно рождается и какую роль играют в этом процессе взрослые.
Детское музыкальное творчество на примере одной истории
Все дети были очень возбуждены, стоя друг за другом в длинной очереди. Настало время перекуса, самого яркого события их похода!
Кто-то в очереди сказал им, что на перекус всем будут раздавать по два хот-дога с настоящим мясом! Запах испеченного на огне мяса распространялся до самого конца очереди. Желудки начинали урчать, требуя еды.
– О, я не могу больше ждать ни одной минуты! – воскликнул Дима. От этого запаха мои слюни уже капают на кроссовки! Мила, посмотри, какая длинная эта очередь! А мы – в самом её конце!
– Да, – с досадой подхватила Карина, – нам ещё ждать и ждать своих бутербродов.
– Ладно, давайте тогда что-нибудь делать! – предложила Мила. – Давайте делать что-нибудь такое, что все остальные могли бы делать вместе с нами! Может, так у нас получится «убить» время в этой скучной очереди? Итак, что у нас есть в руках? Тарелки, ложки, чашки… О! Идея! Давайте устроим оркестр и споём что-нибудь!
Сначала Мила принялась выдумывать простую мелодию, потом добавлять в неё слова на очень актуальную для всех тему о еде. Когда Мила останавливалась, чтобы подобрать нужное для рифмы слово, Карина или Дима выкрикивали свои варианты. Через пару минут родилась спонтанная забавная песенка:
Может, ты сейчас голодный.
Не беда! Не беда!
Будет перекус походный
Да! Да! Да!
Мила пропела песню громче, задавая ритм. Другие в очереди сразу же подхватили её, начав придумывать по ходу «музыкальное сопровождение». Для него пригодилось всё, что находилось в руках!
Одна часть детей стала легко отстукивать ритм своими чашками о тарелки, другая часть – своими ложками о чашки или тарелки, добавляя ещё больше ритма к придуманной музыке и гармонично заполняя каждую паузу. Дима начал двигаться в такт песне. Группа детей, стоящих в начале очереди, с воодушевлением присоединилась к нему, повторяя за ним все его движения. Кто-то начал в ритм хлопать по коленям, кто-то – присвистывать, кто-то – издавать другие звуки при помощи голоса.
Прошло совсем немного времени, и уже вся очередь была вовлечена в совместное пение, «оркестровое» аккомпанирование и подтанцовку. Даже некоторые преподаватели, которые сопровождали детей в этом походе, присоединились к этой забаве. Вскоре казалось, что даже воздух был наполнен музыкальными и шумовыми звуками поющих, играющих и танцующих детей.
Ожидание в очереди стало… совсем даже не томительным! Идея с оркестром всем пришлась «по сердцу» и каждому доставила море удовольствия! Мила, Карина и Дима даже не заметили, как оказались в самом начале очереди. Дима приподнялся на цыпочки и воскликнул нарочито пафосно:
– О, я уже не только слышу запахи, но и вижу наши хот-доги! Эй, девчонки, если вы не одолеете два хот-дога, передавайте лишние нам, – Дима шутливо назвал себя на «вы».
– Нетушки, – в тон ему ответила Мила. – Мы ждали этой еды так же долго, как и … вы. Я-то точно съем свои бутерброды сама!
Диме не оставалось ничего другого, как театрально сдаться, поднимая руки, и печально вздохнуть.
Так как же рождается детское музыкальное творчество?
Что же побудило детей организовать оркестр? Интересно, могли бы дети начать сочинять музыку в каких-нибудь других ситуациях? Как этот «оркестр» повлиял на состояние детей и преподавателей в очереди? Что может сделать такой вид деятельности для детей в Вашем детском коллективе?
Дети в музыкальном отношении – настоящие и уникальные сочинители! Они излишне не задумываются над тем, соответствует ли сочинённая ими музыка общепринятым правилам гармонии и другим музыкальным параметрам, отвечает ли она законам рифмы и поэтическим стандартам. Они творят музыку легко, спонтанно, быстро, «с полуоборота» и с удовольствием.
В нашей истории, сочиняя походный хит, дети додумались использовать чашки, тарелки, ложки, голоса, движения. Не было никаких специальных инструментов для создания оркестра! Дети не нуждались также ни в ком из взрослых, чтобы начать это делать! О чём это мне говорит? О том, что у детей есть достаточно музыкальных способностей для индивидуального и совместного творчества.
Такое простое событие, как ожидание ленча в очереди, стало катализатором, который зажёг в детях творческую страсть для создания «оркестра». И в процессе его создания дети удивительным образом объединились и друг с другом и со своими преподавателями. Они сумели «впутать в это дело» каждого, кто стоял в очереди!
Интересно, что учителя, которые сами обычно организовывают детей в школе, проявляют личную инициативу, чтобы вовлечь их в какой-нибудь вид деятельности, здесь оказались частью оркестра, который имел своих «дирижёров»! Здесь инициативу проявили дети, а учителя … решили её поддержать!
Создание оркестра незримо соткало также и приятную, весёлую, оживлённую атмосферу, когда никто не стеснялся проявлять своё творчество так, как умел, и даже помогло многим детям забыть на время об «урчании в желудке» или о том, что кто-то из них стоит последним в очереди. Все эти «плоды» стали реальностью благодаря идее одного ребёнка!
Итак…
- Инициаторами создания оркестра были одарённые профессионалы? Нет. Всё, что было нужно,- сами дети и их творческая идея!
- Может ли что-то подобное произойти в другом месте? в другой стране? при других обстоятельствах? Ну, конечно же!
- Могут ли взрослые быть инициаторами таких видов музыкальной деятельности с детьми? Да!
- Нужно ли Вам быть для этого известным композитором или музыкантом? Нет!
Что же такое детское музыкальное творчество?
Не ищите ответа на этот вопрос. Ни один ответ не будет полным. Это – то же самое, что искать ответа на вопрос “Что такое любовь?”. У каждого своё определение этого понятия. И каждое из этих определений будет правильным. И даже если Вам удастся собрать все эти определения вместе, и тогда Вам сложно будет представить себе в одну общую картину того, что называют “детское музыкальное творчество”.
Один очень мудрый исследователь досадовал, что творчество не так легко объяснить, как нам бы хотелось. Он говорил, что предпочтительнее спрашивать «Где творчество?», чем «Что такое творчество?». Он имел в виду, что творческие личности могут быть совершенно по-разному оценены в зависимости от того, где они находятся: от полного признания со всеми вытекающими последствиями до полного игнорирования, осуждения, забвения… со всеми вытекающими последствиями.
Где-то картины Малевича считают шедеврами, а где-то к ним равнодушны. То же можно сказать и в отношении произведений любого другого вида искусства.
Творчество Китая представляет собой нечто, абсолютно отличающееся от того, что понимают под творчеством, например, в Южной Африке. Даже в пределах одной страны одна народность может отличаться от другой во всём, что касается творчества.
Но, безусловно, печально, что творчество оценивается главным образом личными стандартами, вкусами, а также представлениями, принятыми в каждой отдельно взятой культуре.
Творчество – не арифметика, где любые дроби можно привести к одному знаменателю!
Заключение
Детское музыкальное творчество может рождаться спонтанно и естественно. И в этом случае просто подхватите этот процесс. Но его также можно и организовывать. И в этом случае Вам не обязательно быть композитором или музыкантом. Для того. чтобы детское музыкальное творчество начало проявляться, достаточно просто любить детей, быть искренним, внимательным, увлечённым, открытым к творческому движению.
© Ирина Иваськив
Любите детское музыкальное творчество? Вам в помощь будут наши статьи на подобные темы:
- Музыкальные игры для детей: учим ноты играя!
- Занимательные факты о музыке: а знаете ли Вы, что…? Тсс!
- Кубик Блума: педагогическая техника, которая поможет детям развить критическое мышление
Залишити відповідь