Вечерний анализ дня в лагере для диагностики лагерного климата
Оглавление
Ещё несколько добрых майских утр и начнётся жаркая лагерная пора! Большинство подростков, заезжая в лагерь, тихо его ненавидят, а в конце лагерной смены их прошибает на искренние слёзы – уезжать не хотят! Кто не был в лагере, тому не понять. ))) Каждый лагерный день настолько насыщен мероприятиями, событиями, впечатлениями, всплесками эмоций от полной инфантильности до зашкаливающего адреналина, что вечером аж просится провести анализ дня в лагере. С Вами Ирина Иваськив и обзор 40+ идей для организации вечернего общения в группе с подростками.
Зачем проводить анализ дня в лагере?
Подросткам и так свойственна резкая смена настроения в течение дня, а в лагере настроение это бросает из крайности в крайность с такой амплитудой, что только и гляди, чтобы их с таких качелей не выбросило.
- Здесь они осознают, что такое настоящий друг и что значат мужские слёзы. Здесь за 10 лагерных дней они способны найти такого друга, с которым и через 10 лет будет, о чём поговорить.
- Здесь у них сносит крышу от первой любви и они могут чувствовать себя самыми счастливыми на планете, общаясь с самыми близкими друзьями в тысячах километров от дома
- Здесь они постоянно ощущают ненасытный голод и каждый раз после отбоя съедают жалкие остатки припасенной в течение дня еды (и дело даже не в еде, а в чём-то другом).
- Здесь весь день их одолевает странно повышенная сонливость, но каждый раз после отбоя они почему-то не спят (и дело даже не в страшилках на ночь, а тоже в чём-то другом).
- Здесь они испытывают такую палитру эмоций, что разброд в начале смены каким-то волшебным образом превращается в способность ходить одним (!) строем.
- Здесь они переживают такой концентрат впечатлений, что ещё долго после лагеря ходят неприкаянно, вне времени и пространства, с дикой тягой вернуться обратно.
Вот зачем нужен анализ дня в лагере! Он помогает фиксировать хорошие впечатления и отпускать негативные.
Анализ дня нужен и для того, чтобы:
- формировать у подростков навык анализировать ситуацию, определять своё отношение к ситуации, выслушивать чужое мнение относительно ситуации, делать выводы из ситуации вместе с другими ребятами
- думать о последствиях, расширять кругозор, развивать творческие и аналитические способности, учить работать в команде и получать радость от общения в режиме реального времени с реальными друзьями
- помогать подросткам выплёскивать накопившиеся эмоции, снимать чувство тревожности, уменьшать эмоциональное напряжение, правильно и безопасно «спускать пар», искать конструктивные решения
- подводить итоги дня, диагностировать психологический микроклимат в отряде и своевременно его корректировать
Как организовать анализ дня в лагере?
Вечернее общение в группе проводится незадолго до отбоя. Часто его совмещают с так называемым СНЕКом (вечерним чаепитием или лёгким перекусом). Чай, печеньки, неформальные посиделки, уютная обстановка с приглушённым светом и гитарой – всё это располагает к обмену мнениями по поводу того, как прошёл день, чем запомнилось то или иное событие. Задача педагога при этом – ненавязчиво задавать вопросы и внимательно выслушивать рассуждения детей.
Подбирайте для этого времени не слишком шумные, не слишком активные, не слишком подвижные виды деятельности. Это – конец дня. Впереди – отдых. Поэтому выстраивайте вечернее общение в группе как бы на убывание эмоций. Например, от весёлой игры к более спокойной игре, от стрессового спуска пара к более конструктивному и спокойному разбору полётов. В любом случае анализ дня в лагере должен закончиться тем, что незаметно настроит подростков на позитив и отдых.
Правила, которых следует придерживаться во время вечерних общений:
- общаемся в кругу
- высказываемся по очереди
- не перебиваем друг друга
- молчим, когда кто-то говорит
- слушаем внимательно
- уважаем мнение каждого
Схему высказываний во всех упражнениях строим по такой схеме: что и почему сделали хорошо, что и почему сделали не очень хорошо, что надо исправить, чтобы в следующий раз сделать лучше.
Анализ дня в лагере в день заезда
Закрепление имён в день заезда. Подросток называет своё имя, следующий ребёнок повторяет его имя и озвучивает своё и т.д. Завершает игру педагог, который должен постараться назвать имена всех детей и напомнить своё.
Моё имя и увлечение. Называя имя, подросток показывает движение, которое помогает другим узнать, каким видом деятельности или каким видом спорта он увлечён. Например, Евгений и жест ногой (занимаюсь футболом).
5 фактов обо мне. Раздайте подросткам листки и фломастеры и попросите их обвести свою ладонь. Пусть ребята напишут 5 интересных фактов о себе, по одному на каждом пальце ладони. После этого можно озвучивать факты.
Бенгальские огни. Поставьте возле себя свободный стул знакомства. Приглашайте сесть на него кого-то из подростков (имена можно доставать по жребию из мешочка – это создаст дополнительную интригу) и, пока горит бенгальский огонь, рассказать о себе столько, сколько успеет.
Мой день прошёл вот так. Предложите подросткам вспомнить, как прошли их утро, день и вечер. Каждый из ребят говорит фразу «Мой день прошёл вот так» и показывает всем 3 пантомимных жеста подряд (утро, день и вечер).
Анализ дня в лагере в рисунках и красках
Картина прошедшего дня. Понадобятся фломастеры и листки А4. Ребята рисуют картину в произвольной форме, а также дают своим картинам названия. После этого каждый рассказывает, что именно он нарисовал и почему. Картины прикрепляются на общем стенде.
Цвет моего настроения. Здесь понадобятся краски. Подростки рисуют что-то абстрактное, подбирая цвета красок, соответствующие их состоянию, настроению, впечатлениям. После этого каждый объясняет нарисованное.
Визитка дня. Подростки рисуют свои визитки или бейджики, разукрашивая их так, как они считают нужным. С одной стороны визитки изображаем, что понравилось в этом дне. С другой стороны – что не понравилось.
Выражение лица. Предложите подросткам с помощью смайлов дорисовать окончание предложения «Когда я думаю об этом дне, выражение моего лица становится таким…». После этого пусть ребята объяснят свои рисунки.
Навигатор лагеря. Вожатый заранее рисует маркером на ватмане схематическую карту лагеря. Вечером он прикрепляет карту к стене и предлагает ребятам воссоздать прошедший день по карте, придумывая «названия лагерных улиц», которые бы передавали общее настроение отряда в данный момент (улица Cна, проулок Грусти, площадь Победы и т.д.). Все придуманные названия записывайте на карте. Пусть подростки не просто придумывают названия, но и объясняют, почему они хотят назвать улицу именно так.
Метод фотосъёмки. Вожатый озвучивает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня в лагере работал фотограф. Он снимал всё, что мы делали в течение дня. Но он нечаянно удалил все фотографии. Давайте поможем фотографу восстановить эти фотографии: самые яркие, интересные, весёлые снимки и снимки, которые получились «не очень».
Как ещё проанализировать прожитый день
Мяч впечатлений. Подросток, у которого в руках мяч, рассказывает впечатления дня, потом перебрасывает мяч другому подростку. Важно, чтобы впечатления дня рассказали все ребята (и вожатый в том числе). Вместо мяча можно использовать мягкую игрушку, подушку, шишку – что угодно (интересен также и принцип свободного микрофона).
Меняемся местами. Все сидят в круге. Вожатый называет любой факт, характерный для нескольких ребят: например, белая футболка. Ребята в белых футболках меняются местами. Ведущий в это время пытается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто остался без места, рассказывает одно яркое событие дня, которое его впечатлило. После этого он становится новым ведущим, и игра продолжается.
Ниточки. Заранее готовим ниточки разной длины: короткие (10 см) и длинные (30 см). Обсуждение прошедшего дня ведём по схеме: 1) что получилось, 2) что не получилось, 3) что сделать, чтобы было лучше. Каждый участник, наматывая ниточку на палец, рассказывает свои впечатления до тех пор, пока не закончится ниточка. Каждый может выбрать либо короткую нитку (тогда рассказ будет похож на 3 короткие реплики), либо длинную нитку (тогда рассказ будет похож на широкий развёрнутый ответ).
Дерево дел. Такой анализ дня в лагере даёт представление о том, как отряд потрудился в этом дне. Заранее рисуем на ватмане дерево, вырезаем из цветной бумаги кружки 4-х цветов (зелёного, красного, жёлтого, белого). На зелёном кружке ребята пишут, какое дело в лагере понравилось сегодня больше всего и почему. На красном кружке – какое дело вспоминать не хочется и почему. На жёлтом – какое дело не получились из-за того, что ребята не смогли договориться друг с другом. На белом – предложения на завтрашний день. Каждый подросток может взять столько кружков, сколько считает нужным. После заполнения кружки прикрепляются к кроне.
Градусник настроения. Заранее приготовьте шаблоны градусников со шкалой от минус 10 до плюс 10. Предложите ребятам фломастерами разного цвета оценить: а) своё настроение, б) уровень активности во время лагерных мероприятий, в) отношения со сверстниками, г) что-то ещё. Такой анализ дня в лагере даёт быструю и наглядную экспресс-оценку эмоционального состояния ребят в отряде.
Точно так же можно использовать ромашку настроения, мишень настроения, экран настроения, индикатор настроения. Будут меняться названия упражнений и их визуальное оформление, но суть останется той же – проанализировать прошедший день.
Ассоциативный анализ дня в лагере
Предметы-ассоциации. Если анализ дня в лагере Вы проводите на улице, предложите детям найти часть природы или предмет, который бы напоминал им, как прошёл их день, и как они себя чувствуют в конце дня. Пусть каждый расскажет, почему выбрал этот предмет.
Этот день похож на… Пусть подростки подберут слова-аналогии, которыми можно будет закончить предложение: на корабль, на школьную перемену, на трибуну с болельщиками, на сонное царство, на раскопки талантов и т.д.
Настроение моей кровати. Предложите ребятам (всем одновременно) переложить предметы, которые есть на их кроватях, так, чтобы отобразить впечатления прошедшего дня. Это могут быть «натюрморты» из подушек, скульптуры из одеял, безупречный порядок или настоящий хаос. Пусть каждый расскажет о том, какое «настроение» у его кровати.
Выбери себя. Разложите перед ребятами картинки, на которых изображена буква «Я», сложенная из разных предметов. Подростку надо выбрать ту букву «Я», которая, по его мнению, больше всего соответствует тому, как он себя чувствовал в течение дня. Картинку нужно не просто выбрать, но и объяснить, почему выбрана именно эта картинка.
Журналистские приёмы для анализа дня
Конкурс журналистов. Делим ребят на 3 команды журналистов. В течение дня каждая команда берёт интервью у других участников отряда об их впечатлениях о том или ином лагерном событии. Вечером команды зачитывают записанные ответы, или оформляют эти ответы в виде стенгазеты или фото-коллажа, или обыгрывают эти ответы в пресс-конференции.
Заметка в газете. Каждый пишет короткую (из нескольких предложений) заметку в газету о прошедшем дне от имени выбранного литературного или мультипликационного героя. Выбор героя подскажет стиль написания. Все заметки прикрепляем на ватман – общую стенгазету или мастерим скрапбук с переворачивающимися страницами (заготовку скрапбука можно сделать заранее).
Слайд-шоу прошедшего дня. В течение дня все подростки много фоткаются. Вовлеките их в процесс создания коллективного слайд-шоу о прошедшем дне из тех фотографий, которые они отсняли. Можно также поделить ребят на команды, чтобы каждая представила собственное слайд-шоу.
Игра «Онлайн-почта». Заранее мастерим «почтовый ящик», готовим возле ящика стопку листочков для «писем» и ручки. В течение дня ребята могут писать на листочках, чем понравилось то или иное лагерное событие, и бросать в ящик. Вечером по очереди достаём «письма» и читаем вслух.
Письмо директора. Вожатый зачитывает начало письма от имени директора лагеря родителям некоего Гошеньки (собирательный портрет всего непослушания, которое случилось в течение дня). Подростки коллективно дописывают письмо в заданном стиле (стили могут быть разными).
Театральные приёмы для анализа дня
Инсценировка сказки. Предлагаем ребятам выбрать короткую известную сказку, распределить роли, подобрать реквизиты и инсценировать её так, как если бы герои сказки весь день были такими же участниками отряда.
Времена года. Сначала все вместе вспоминаем события дня и записываем маркером на бумаге фразы, характеризующие день. Затем делим подростков на 4 группы по временам года (в зависимости от того, кто когда родился). Вожатый примыкает к самой малочисленной группе. Каждой группе нужно будет представить «сезонный» анализ дня в лагере – озвучить для всех список фраз в стиле своего времени года: с летними, осенними, зимними, весенними эпитетами.
Коммуникативные приёмы для анализа дня
Просмотр фильма. Обычно каждый вожатый запасается множеством подростковых фильмов на лагерь. Выберите для вечернего просмотра фильм, где герои фильма чувствовали бы себя примерно так же, как Вы думает, что чувствуют себя Ваши подопечные. После просмотра можно обсудить фильм, как бы направляя обсуждения на ситуации, которые произошли в течение дня в лагере.
Химический фокус. Если для Вас несложно показать простой фокус с изменением цвета жидкости, то, оттолкнувшись от фокуса, можно будет завязать откровенную беседу о том, как и почему (подобно этой жидкости в стакане) менялась атмосфера в отряде в течение дня.
Обзор исторических событий дня. Вожатый может рассказать, какие события случились в этот день в разные периоды времени в разных странах, какие праздники или даты в этот день отмечаются. Понадобится 4-5 фактов (их можно подготовить заранее). От этих исторических событий попробуйте плавно и естественно перейти к событиям дня в Вашем отряде. Например: Вот что произошло в этот день в мире. А в нашем отряде в этот день произошли пусть не такие масштабные, но не менее интересные события. Вспомним, какие?
Психологическое тестирование. Проведите интересный тест в тему лагерного дня. Вопросы в тесте могут напрямую касаться лагерных впечатлений о прошедшем дне. Выстраивайте вопросы так, чтобы выбирая правильный ответ, подростки прокручивали в мыслях разные варианты одной и той же лагерной ситуации и делали выводы.
Где я на дереве. Этот тест поможет быстро определить эмоциональное состояние подростка (и отряда в целом). Автором теста является известный британский психолог Пип Уилсон. Каждому надо будет найти себя на дереве (в ракурсе “Как я ощущаю себя именно сейчас?”). Кто больше всего на меня похож? На кого я хочу быть похожим?
Анализ дня в лагере накануне отъезда
Наш отряд через 20 лет. Уютно располагаемся в круге. Первый участник достаёт имя собеседника на бумаге, смотрит на него и рассказывает, каким он представляет себе этого человека через 20 лет, какие навыки тот приобретёт и каких вершин добьётся.
Вручение медалей. В течение лагеря вожатый записывает наблюдения в свой блокнот, на основании которых подписывает медали (шаблоны медалей можно заготовить заранее): Самому доброму парню в группе, Самый главный среди опоздавших, Коса года и т.д. Подписи к медалям должны соответствовать событиям лагерной смены. Вечером накануне отъезда подростки по очереди достают из коробки медали и вместе решают, кому какую вручить.
Составление комиксов на тему событий из жизни в лагере
Анкетирование в конце лагерной смены. Распечатайте небольшие анкеты по количеству подростков и попросите их заполнить. Не включайте в анкету слишком много вопросов. Примеры вопросов для анкетирования:
- Какие лагерные мероприятия понравились тебе больше всего? Почему?
- Какие мероприятия тебе хотелось бы увидеть в лагере и в следующем году?
- Что из того, что ты узнал(а) в лагере, ты можешь уже применять в жизни?
- Что бы ты хотел(а) пожелать: себе? другим ребятам? вожатым?
- Я рад, что…
- Мне жаль, что…
- Я надеюсь, что…
Заключение
Анализ дня в лагере – не спонтанно-стихийное времяпрепровождение. К нему надо тщательно и заранее готовиться, согласовывая его с темами дня, режимом, возрастом воспитанников. Не перегружайте это время слишком серьёзными наставлениями и длинными лекциями. Ведите диалог. Будьте искренни и естественны. Мера Вашей открытости будет для подростков барометром, показывающим то, насколько открытыми могут быть и они. Тёплых и запоминающихся Вам посиделок!
© Ирина Иваськив
Чтобы подготовить качественный анализ дня в лагере, просмотрите идеи и в других наших статьях на схожую тему:
- Игры ледоколы – прекрасное время, чтобы выползти из ракушки!
- Закрытие лагеря: ТОП-10 идей, которые запомнятся на всю жизнь
- Лагерные эстафеты для детей: раз, два, три, погнали!
Залишити відповідь