ТАСК анализ «под микроскопом»: изучаем, применяем, модифицируем
Оглавление
Если Вы читаете эту статью, значит, Вы обладаете критическим мышлением или, по крайней мере, тяготеете к нему. Ну, а что вообще значит – «мыслить критически»? Выражаясь простым языком, привычка не верить всему на слово, а «пробовать на зуб», подвергать сомнению, анализировать, искать подтверждение или опровержение – это и есть критическое мышление. Поскольку все мы с рождения обладаем индивидуальным набором способностей, кто-то из нас уже рождается с такой привычкой, тогда как многие нуждаются в её формировании. Поэтому ТАСК анализ охотно практикуют учителя на школьных уроках.
В педагогике часто используются приёмы критического мышления. В наше время в этом чувствуется острейшая необходимость: компьютеризация жизни донельзя упростила существование человека, так что критическое мышление вскоре и вовсе может исчезнуть за ненадобностью. Так что же представляет собой ТАСК анализ?
Как это работает?
ТАСК анализ – это приём, позволяющий сделать прочтение текста более осмысленным. Для этого ученикам нужно ответить на десять вопросов. В процессе работы школьники находят в тексте или формулируют своими словами последовательно каждый из элементов анализа. Все они заключены в аббревиатуре ТАСК, где
- Т – тезис
- А – анализ
- С – синтез
- К – ключ
Применяя ТАСК анализ, учащиеся выступают не только в роли читателей, но и в роли «соавторов», потому что находят главную мысль, а затем выдвигают свои идеи, спорят, соглашаются или опровергают – словом, задействуют критическое мышление. В результате прочитанное усваивается, а не остаётся «мёртвым грузом» в памяти.
ТАСК анализ: в чём польза?
Ценность нашего с Вами предмета обсуждения заключена не в заумных вопросах и старательно подобранных ответах. Главное в данном виде работы – развитие критического мышления, а это не однократное действие, а неспешный процесс. Вот почему ТАСК анализ при регулярном применении даёт положительный результат:
- учит мыслить
- учит читать вдумчиво
- побуждает к дискуссии
- помогает понять убеждения автора и выразить своё отношение к ним
Кроме того, приём выявляет сильные и слабые стороны учеников:
- наличие/отсутствие собственной позиции
- умение/неумение строить доказательство
- умение/неумение приводить аргументы, опираться на чей-либо авторитет
ТАСК анализ: где применить?
Знания, полученные в школе, – увы! – бесполезны, если им нет применения в жизни. Предвижу горькие ухмылки на лицах многих читателей (ибо нередко это так и есть), поэтому спешу предложить несколько вариантов, где ТАСК анализ будет весьма полезен.
- Участие в дискуссиях и talk-show на определённую тему
- Создание любых письменных работ, где требуется рассуждение, построение доказательства (сочинение, реферат, курсовая, дипломная работа)
- Собеседование при приёме на работу
- Интервью
- Публичное выступление, доклад, презентация, спич
- Подготовка к проповеди
- Написание книги
- Составление рецензии
- Практические тренинги при обучении журналистов
- Аудит текстов конкурентов
- И многое другое
Наверняка, у Вас есть свои идеи по внедрению этого замечательного приёма. Ведь смысл не в том, чтобы «следовать букве закона» и ни на шаг не отступать от предложенных вопросов. Если Вы задействуете 3-4 пункта из всего списка, но Ваше критическое мышление при этом активизируется – считайте, что Вы продуктивно поработали!
ТАСК анализ в копирайтинге: капля здоровой самокритики – то, что нужно!
Не откладывая дело в долгий ящик, я решила, что копирайтинг – это самая благодатная почва, на которой можно тренировать критическое мышление. Начинать лучше всего со своих текстов: такой подход позволит взглянуть на написанное глазами читателя, что для автора очень важно!
Предлагаю Вам импровизированный ТАСК анализ, который можно дополнить или видоизменить, главное – потянуть за ниточку, раскрутить самого себя на рассуждение.
- Определите тему текста (бизнес, психология, экономика, воспитание и т.д.).
- Сформулируйте основную мысль текста: актуальна ли основная мысль для читателей? Прошёл бы мой текст «тест на полезность»?
- Содержит ли этот текст непонятные, сложные, двояко воспринимаемые слова и выражения? Если “да, то подчеркните их и объясните.
- Содержит ли текст не проверенные, спорные, ошибочные данные и факты? Если “да”, то подчеркните их и доработайте.
- Достаточно ли в тексте информации, аргументов, фактов, статистических данных, иллюстраций, цитат, мнений по теме?
- Не перегружен ли текст информацией, фактами, статистическими данными, иллюстрациями, цитатами, мнениями по теме?
- Если бы читатель вступил со мной в диалог, каковы были бы его мысли, дополняющие мой текст? А контраргументы?
- Если бы мой текст попался мне на глаза, стала бы я его читать? Прочла бы до конца? Почему “да”? Почему “нет”?
- Какой комментарий я бы оставила, будь я читателем?
- Внесите все необходимые правки и проведите ТАСК анализ ещё раз.
Заключение
А интересная всё-таки штука – ТАСК анализ! Здесь Вам и поиск, и рассуждение, и доказательство, и творчество – настоящий танец мыслей! «COGITO, ERGO SUM» – утверждал Рене Декарт, что означает: «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ». А что ещё нужно человеку разумному? ))
Читайте наши статьи и пополняйте копилку идей для всестороннего развития как школьников, так и взрослых:
- Игры со словами: детская забава или серьезная тренировка мозга?
- Гекзаметр: как античный дактиль тренирует выразительность речи?
- Кубик Блума: педагогическая техника, которая поможет детям развить критическое мышление
© Наталья Балышева
Наташа, спасибо за статью! Глубоко, экспертно, всесторонне – как всегда! )))
Ира, без преувеличения, в каждой моей статье есть часть твоего труда, вложенного в меня со всем твоим старанием, ответственностью и любовью. )))