критическое мышление

Стоять в углу бывает полезно! Развитие критического мышления в приёме «Уголки»

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Ходит себе солнце по кругу. Ему не надо в углу стоять, чтобы решить, подниматься над горизонтом или нет. С Вами Ирина Иваськив. Каждый пытается выработать для себя установки, которые позволяли бы ему легко маневрировать в глобальном информационном потоке. И если в детстве ребёнка в угол ставят родители, то во взрослой жизни человека загоняют в угол вредоносные мыслительные вирусы, ложные суждения, стереотипы и штампы. Для преодоления такого рода трудностей человеку дан отличный механизм – критическое мышление. Более того, этот тип мышления является одной из базовых учебных дисциплин. Потому что нам, людям, уединиться в своём тайном уголке так иногда бывает полезно. Рассмотрим феномен формирования критического мышления на основе педагогического приёма “Уголки”.

критическое мышление

Что такое «критическое мышление»?

Для начала разберёмся с самим понятием: что же такое критическое мышление, и почему его так важно развивать. Критическое мышление – это система суждений, используемая для анализа информации и интерпретации событий с целью их объективной оценки. Учёные определяют этот тип мышления как мозговую деятельность более высокого порядка.

критическое мышление

С самого раннего детства родители учат детей критически оценивать ситуации, сомневаться в намерениях незнакомых им людей. Критическое мышление обеспечивает необходимый уровень безопасности, не позволяя человеку оказаться в сомнительной ситуации или принять за чистую монету недостоверные суждения и факты.

Привычка сомневаться является необходимым условием развития цивилизации – так достигается технологический прогресс. Однажды люди усомнились, что машины и поезда – самый быстрый способ передвижения, так началась история авиации.

критическое мышление

Что представляет собой приём «Уголки»?

Приём «Уголки» – одна из популярных и эффективных методик, придуманная психологами для развития критического мышления учащихся и обучения вести дискуссии легко и конструктивно. Детям довольно сложно справиться со своими эмоциями в желании доказать свою позицию оппоненту. Тем не менее, вся деятельность человека построена на межличностном общении. Отстаивать свои интересы приходится довольно часто. Искусство убедительного ведения споров – важный навык, которому можно научить и научиться.

Используя приём «Уголки», преподаватель учит ребёнка:

  • вести диалоги различной степени сложности;
  • аргументировано доказывать свою позицию;
  • мыслить критически, образно и логически;
  • соблюдать культуру общения и речи.

критическое мышление

Пошаговый механизм приёма «Уголки»

Критическое мышление активизируется при получении новой информации. Мозг, подобно компьютеру, начинает сканировать полученные сведения, пытаясь найти бреши и нестыковки. Поэтому методика особенно эффективна, если применять её сразу после изучения новой темы, прочтения параграфа, художественного произведения или отрывка из него. Цель – выбрать более убедительную позицию. Стать таковой она может, только благодаря мастерству и доводам выступающих сторон.

Для организации продуктивной коллективной работы необходимо:

  1. изучить новый материал или получить информацию для будущей дискуссии
  2. выбрать предмет дебатов и предложить несколько вариантов суждений
  3. сформировать 4 команды участников и развести их по углам помещения
  4. избрать группу аналитиков для наблюдения за процессом и правилами
  5. (группа аналитиков также подведёт итог интеллектуального поединка)

критическое мышление

Каждая команда, находясь в своём углу, разрабатывает своё видение заданной темы. Для этого необходимо дать участникам некоторое время, чтобы они успели сформулировать свои тезисы и зафиксировать их на бумаге. Помочь в этом может ещё один эффективный инструмент учебного процесса и публичных выступлений – ПОПС формула, основу которой составляют:

  • П – позиция
  • О – обоснование
  • П – пример
  • С – следствие

А дальше всё происходит в духе настоящего поединка, где главное оружие – убедительные аргументы. Оппоненты (каждый из своего угла) начинают по очереди отстаивать свою точку зрения. Победит тот, чьё критическое мышление будет быстрее реагировать на новые факты. Важное замечание: как и в реальной взрослой жизни, участник может изменить свою точку зрения, прокомментировав своё решение.

По завершении дискуссии необходимо будет провести анализ дебатов и обсуждение испытанных чувств и ощущений.

Области применения инструмента «Уголки»

Эта методика может применяться как в работе с детьми начальной школы, так и в старших возрастных группах. Поводом для использования «Уголков» может послужить:

  • коллективное чтение;
  • тематическая лекция;
  • просмотр фильма;
  • или просто игра.

Интересным фактом является то, что взрослые сами не прочь поиграть и принять участие в дебатах. Этот приём можно взять на вооружение при проведении корпоративных тренингов, курсов повышения квалификации или мозговых штурмов. Такой вид активности формирует важные полезные навыки:

  • внимательное отношение к тому, что говорят другие;
  • быстрое лавирование в потоке меняющейся информации;
  • формирование собственной позиции в рамках обозначенной темы.

критическое мышление

Что сделать перед началом дебатов?

  • Для дискуссии необходимо выбрать предмет обсуждения, который бы предполагал возможность множества суждений.
  • Необходимо плавно подвести участников к идее проведения дебатов, предварительно проговорив правила.
  • Необходимо помочь участникам распределить роли внутри каждой группы, задействовав каждого члена команды.
  • (Например, в команде всегда есть лидер, управляющий процессом обсуждения, человек, ведущий письменный учёт озвученных тезисов, и сильные ораторы.)
  • Нужно сформулировать задачи для группы аналитиков и определить единые для всех участников критерии оценки.
  • Если в дебатах участвуют младшие школьники, то роль аналитика лучше адресовать учителю или родителям.

Этапы развития критического мышления

Как критическое мышление реагирует на внешние события? Что именно его активизирует? Какие этапы проходит, прежде чем выдать то или иное мнение? Психологи выделяют три основных этапа:

  1. Вызов. На этом уровне у человека формируется интерес к получению новой информации.
  2. Осмысление. На этот уровне происходит непосредственная оценка полученных сведений.
  3. Рефлексия. На этом уровне вырабатываются аргументы и формируется точка зрения.

критическое мышление

Заключение

Вот так изо дня в день мы подвергаем сомнениям и проверкам огромный поток информации, чтобы сформировать уникальное собственное знание и получить уникальный собственный опыт. Не стоит ждать, пока жизнь загонит нас в очередной угол, – вырабатываем привычку ходить туда сами! “Уголков” по жизни всем хватит! Прежде чем соглашаться или не соглашаться, прежде чем рисковать или принимать серьёзное решение – стоим в углу и развиваем своё критическое мышление!

© Ирина Иваськив

Критическое мышление развивается при помощи разных приёмов. Читайте о них в наших статьях:

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

four × two =