Работа с заказчиком в ракурсе опыта по целевому использованию первых граблей )))
Приветствую всех, кто хотя бы раз в жизни наступал на грабли! Если такого счастья в Вашей жизни ещё не было, не расстраивайтесь – будет! Ведь жизнь без граблей скучна и однообразна. С Вами Ирина Иваськив. Грабли – недооценённый мотиватор. Они есть в каждой сфере нашей жизни. И в удалённой работе тоже. И сегодня немного наставлений начинающим фрилансерам, кому предстоит первая работа с заказчиком. Однажды услышала ёмкий словесный шедевр (к сожалению, не знаю, кто его автор): Умный человек учится на своих ошибках, а мудрый – на чужих. Ошибки были и будут всегда. Главное, делать из них выводы и… шагать дальше!
Моя первая работа с заказчиком
Каждый удалённый работник допускал в своей работе ошибки. Каждому есть, в этом плане, чем «похвастаться». Каждый без труда вспомнит несколько незаконченных, неудавшихся, провальных проектов:
- Кому-то попался капризный заказчик, который за 100 рублей трое суток наматывал Ваши нервы на пяльцы, и играл на них тонкой пилочкой, и тешился от издаваемых звуков.
- Кому-то работу, на которую было потрачено столько времени, сил, чашек кофе и капель валерьянки, всё время отправляли на доработку, и в результате всё равно не оплатили.
- А у кого-то просто произошла какая-то банальная ситуация (пропал свет, интернет, пароль, муж), из-за чего задание, над которым Вы трудились, до финиша так и не добежало.
- У кого-то заказчик и сам не знал, чего хотел, и понятия не имел, сколько стоило то, чего он не знал. Вы долго, самозабвенно и вежливо играли в «угадайки», но так и не угадали.
- Кто-то переоценил свои силы, навыки и возможности, и заказчик красиво ушёл, не прощаясь, оставив Вам включённым холодный душ и множество emotional воспоминаний.
- Кто-то, втянутый заказчиком в интеллигентную разборочку, не выдерживал и шёл в словесную рукопашную. Ну, и такое бывает, когда без крепкого словца никак не отрезветь.
Словом, работа с заказчиком – весёлое дело. Всякое случается в работе с нашими любимыми, дорогими и всегда правыми заказчиками. Особенно в начале нашей славной фрилансерской карьеры. Особенно – при первом заказе. Что ж… Давайте прошлые ошибки оставим в прошлом. Заказчиков, которых мы, возможно, потеряли тогда из-за этих ошибок, не вернуть. Но Вы столкнётесь с новыми заказчиками! И с каждым из них Вы будете договариваться о первом заказе! Поэтому разрешите озвучить эти…
Ошибки в работе с заказчиком:
- Обещаете заказчику много, только бы взять заказ. Что-то типа из серии: “Ну, возьмите меня!” Я и
так могу, и vot tak могу, и даже ʌoʇ ʇɐʞ могу. Заказ Вы, скорее всего, возьмёте, но намучиться с ним можете так, что всё будет не в радость в течение ближайшего месяца. Будьте адекватны! - Соглашаетесь на слишком маленькую цену за непомерно большие объёмы работы. Описанный выше случай со 100 рублями – не красочная метафора, а мой реальный опыт. Маленькая цена умаляет и мотивацию выполнить задание вовремя и качественно. Цените своё время и здоровье.
- Берёте заказ, когда у Вас нет свободного времени на его выполнение: горят другие заказы, или лишайники в Сибири, или котлеты на плите. И всё надо тушить одновременно. Не уложиться в обозначенные сроки – нет ничего хуже, поверьте, для Вашей репутации.
- Берёте заказ без технического задания. Проговаривайте, а ещё лучше прописывайте, условия задания. Просите заказчика пояснить его фразы типа «чтобы было красиво». Если он затрудняется, попросите его прислать примеры статей/картинок, которые ему нравятся, и сделайте что-то подобное.
- Не готовитесь к предстоящему разговору с заказчиком. Есть разговоры, к которым нужно готовиться. Составьте себе список вопросов, какие Вам нужно не забыть уточнить у заказчика, пока он “в зоне доступа”. Обсуждайте их “на берегу” – до того, как Вы приступите к выполнению задания.
- Выбираете неправильное время для уточнения деталей в процессе выполнения. Если человек куда-то торопится, если он занят сейчас расчётами проектной стоимости, если он сейчас на заседании, на суде, на коне, на, простите, жене или ещё где-нибудь не там, он Вас не услышит, будьте уверены.
- Стесняетесь взять предоплату (даже тогда, когда есть возможность). Когда Вы берёте предоплату, шанс того, что заказчик примет Вашу работу (возможно, не сразу, но всё-таки примет), увеличится в разы. Да и отношение к заданию в этом случае будет более ответственным.
- Допускаете нечестность с заказчиком. Говорите ему правду. Будто Вы проходите проверку на детекторе. О задержке с выполнением задания, о его качестве или о возможных последствиях. Работа с заказчиком всегда должна быть основана на правде.
- Фамильярничаете с заказчиком. Будьте тактичны, вежливы, спокойны.
- Допускаете несуразные ошибки в тексте во время переписки с заказчиком.
Заключение
Берегите себя и других людей. Обходите грабли стороной. Исправляйте уже сделанные ошибки и прилагайте максимум усилий, чтобы не допустить новых. Повторюсь, ошибки были и будут всегда. Главное, делать из них выводы и шагать дальше. Пусть Ваша работа с заказчиком будет в радость, а заказчики щедрыми и адекватными! Успехов!
© Ирина Иваськив
Читайте наши статьи для копирайтеров, чтобы работа с заказчиком становилась легче, интереснее и эффективнее:
- Конкуренция на рынке – недооценённый мотиватор, который заставит Вас развиваться
- Ложить? Или накладать? Или про то, как учили учеников шкрабы
- Работа с базой или Email-маркетинг по-библейски
Залишити відповідь