Приемы критического мышления на основе «Бортового журнала»
Оглавление
Запись в моём Бортовом журнале: Доброе утро! С Вами Ирина Иваськив. Информационное общество бросает человеку вызов: беспрекословно верить всему или поддавать что-то сомнению, сопоставлять, устанавливать истину? Критическое мышление – способность анализировать приобретённую информацию. Подобно ситу, она отсеивает словесный шлак, оставляя только самый нужный материал. Но как развивать этот навык? Начните (хотя бы время от времени) использовать приемы критического мышления. Это – бездонная тема. Потому что их много. И все они – очень разные. В этой статье остановимся на изучении уникального табличного метода с необычным «лётно-морским» названием – Бортовой журнал. Этот приём применяется не только в работе со школьниками – он понадобится в любой отрасли, где есть необходимость визуально систематизировать информацию и внимательно её сопоставить. Учителям и коучам в копилочку приёмов, развивающих критическое мышление.
Развитие критического мышления
Критическое мышление нельзя считать нововведением. Его активно использовали философы и учёные эпохи Просвещения. А в ХХI веке потребность в таком мышлении лишь возрастает. По данным экономического форума в Давосе, критическое мышление – «skill» будущего, основа профессионализма и компетентности.
Раньше задача образования сводилась к ответам на вопросы «Что? Где? Когда?», а сегодняшняя цель школы – научить детей ставить перед собой другие вопросы: «Зачем? Почему? А что, если это не так? А что будет, если?». С вот таким критическим подходом к информации ученики и учатся отличать важное от второстепенного.
Приемы критического мышления
Некоторые приемы критического мышления мы уже подробно освещали в наших статьях:
- приём ТАСК
- кубик Блума
- метод 6 шляп
- приём «Уголки»
- метод мозгового штурма
- приём «ПОПС формула»
- приём «Интеллект-карта»
- стратегия «Кольца Венна»
- приём «Тонкие и толстые вопросы»
Приём «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – это интересный способ визуализации и систематизации изучаемого материала в виде простых и понятных таблиц. Бортовые журналы могут отличаться количеством вопросов в таблицах или внешним видом этих таблиц, но суть приёма всегда одна – мы рисуем таблицы для того, чтобы зафиксировать на бумаге свои мысли по изучаемой теме.
Тезисы | Комментарии |
Бортовые журналы входят в категорию так называемых «приёмов обучающего письма» или «приёмов продуктивного чтения». Откуда взялось такое название – Бортовой журнал? Краткость, конкретность, точность и вместе с тем ключевая исчерпывающая информация – вот принципы, по каким и делают записи в реально существующих бортовых журналах. За схожесть с этими принципами приём и получил своё название.
Примеры простых таблиц
Вот так может выглядеть самый простой вариант бортового журнала:
Что я уже знал по данной теме? | Что нового я узнал по данной теме? |
Перед изучением новой темы ученики заполняют первую колонку таблицы (фиксируют то, что они уже знают по этой теме), а по ходу изучения новой темы ученики заполняют вторую колонку таблицы. Что можно вписывать во вторую колонку?
- новое понятие / ключевую мысль по новой теме
- возникший вопрос или личную оценку факта
- идею, как применить услышанное в своей жизни
В зависимости от поставленных задач, таблица бортового журнала может меняться:
Новые слова и термины | Возникающие вопросы | Оценка факта или события |
Плюсы и минусы приёма
Этот метод полезен и учителям, и ученикам. Учителя получают объективную картину о том, насколько качественно ученики усвоили материал, а ученики – отличный способ зафиксировать информацию. Применять приём можно на любом этапе урока. «Бортовой журнал» помогает отступить от привычной схемы проведения урока, когда ученики составляют конспект под диктовку учителя. Метод идеален для изучения новой темы и индивидуальной работы. Суть приёма заключается в том, что каждый ученик заполняет простую таблицу на основании ранее известного и нового материала. Бортовой журнал незаменим при самостоятельной работе с учебником. Навыки заполнения бортовых журналов можно применять в течение всей жизни при исследовании новых тем (особенно в ВУЗах).
Результаты бортового журнала можно оформить как страницу на школьном сайте, что отлично разнообразит форматы подачи информации о школьной жизни:
Тема: Эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа |
|||
Имя ученика | Что я знаю по данной теме | Что я узнал из текста произведения по данной теме | Вопросы, которые возникли во время чтения |
Недостаток приёма: если новая тема насыщена большим количеством фактов, дат, терминов, которые надо запомнить, «Бортовой журнал» использовать не целесообразно (в этом случае просто выберите другие приемы критического мышления – благо, их предостаточно).
Чему учит «Бортовой журнал»:
- читать вдумчиво, определять главное, фиксировать мысли
- выявлять неизвестное в теме, формулировать вопросы
- анализировать, оценивать, систематизировать информацию
- визуализировать своё отношение к теме в письменном виде
- сопоставлять разные мнения, обосновывать свою точку зрения
Благодаря регулярному использованию бортовых журналов учащиеся из пассивных слушателей превращаются в настоящих исследователей.
Как использовать приём
Рассмотрим последовательность использования приёма бортового журнала на примере таблицы из 4-х колонок:
Список понятий | Толкование понятий | Список вопросов | Ответы на вопросы |
- Учитель коротко представляет учащимся новую тему (суть темы, объём темы, основные направления, ключевые понятия).
- На основании этой информации ученики в небольших группах составляют список понятий, которые надо выучить по новой теме.
- Далее группы озвучивают эти списки, в процессе чего в 1-й колонке таблицы составляется общий список понятий по новой теме.
- Далее ученики на основании общего списка понятий в небольших группах составляют общий список вопросов по новой теме.
- После этого группы озвучивают эти списки, в процессе чего в 3-й колонке таблицы составляется общий список вопросов по теме.
Как составить вопросы
Навык грамотно формулировать вопросы – вот основа, на которой строятся многие приемы критического мышления. Бортовой журнал также невозможно представить без вопросов. Но здесь есть свои правила. В общий список вопросов должны войти только те вопросы, которые обязательно надо раскрыть при изучении темы. Эти вопросы лучше всего формулировать на основании ключевых слов по теме. Список таких ключевых слов предложила Сандра Каплан (американский педагог и исследователь).
- структура
- взаимодействие
- свойства
- воздействие
- функция
- влияние
- виды
- развитие
- цель
- условие
- отношение
- смысл
- связь
- значение
Список Сандры Каплан можно вывесить на доске как подсказку. Не обязательно использовать все ключевые слова. Не обязательно использовать их в том порядке, в котором их записала Сандра Каплан. Общий список вопросов, который составят ученики, может иметь большее или меньшее количество вопросов (в зависимости от сложности темы, имеющегося времени, составленного списка понятий и других факторов).
Ключевые слова по теме | Вопросы на основе ключевых слов |
|
|
Продолжаем заполнять журнал
- После заполнения 1-й и 3-й колонок таблицы (со списком понятий и списком вопросов) ученики приступают к заполнению 2-й и 4-й колонок таблицы. Эти колонки ученики заполняют по ходу объяснений учителя.
- Учитель объясняет новую тему подробно, время от времени прерываясь для того, чтобы ученики могли записать в таблицах свои ответы, отмечая всё то новое, что они узнали, а также то, что было непонятно.
В конце изучения темы можно либо обсудить ответы учеников, разъяснив всё, что было непонятно, либо закрепить услышанное при помощи подходящего графического приёма, который бы хорошо «сжал» объём нового материала (кластер, кольца Венна, пирамида, интеллект-карта, рыбий скелет Исикавы Мору и другие приемы критического мышления).
Если время позволяет использовать графический приём, не забудьте обсудить графические изображения, задавая ученикам максимально конкретные вопросы: Что означает эта стрелка? Почему ты всё объединил в круг? Почему этот сектор ты раскрасил красным цветом? Почему этот сектор пуст? и т.д.
Чем закончить Бортовой журнал
После обсуждения графических изображений учитель подводит итоги классной работы при помощи вопросов:
- Что было самым лёгким в изучении этой темы? Почему?
- Что было самым трудным в изучении этой темы? Почему?
- Как теперь изменилось твоё представление о новой теме?
- Как ты можешь применять новые знания в своей жизни?
Минут за 10-15 до конца урока, используя записи в «Бортовом журнале», можно предложить ученикам написать небольшое сочинение по теме. Это может быть также заданием на дом.
Заключение
Итак, пусть Ваша копилка под названием «Приемы критического мышления» пополнится сегодня ещё одним эффективным методом. Он отлично поможет не только на школьных занятиях, но и в лагере при проведении тематических встреч, и в ВУЗах при изучении новых тем, и в библейских школах при самостоятельном или коллективном изучении Библии, и в социологических исследованиях для сегментации опрашиваемых, и в мозговых штурмах для выработки стратегии, и в журналистике для систематизации собранной информации, и в писательстве для составления портретов героев, и в маркетинге для изучения конкурентов… И недаром таблицы – как инструмент систематизации и сопоставления информации – есть во многих текстовых редакторах. На их основе разработаны целые программы (например, моя любимая Excel). Практически все наши ежедневники, календари и разные другие органайзеры уже разлинованы в виде таблиц. Словом, возьмите этот приём на вооружение! Воспринимать, сравнивать, классифицировать, анализировать, запоминать информацию станет намного легче!
© Ирина Иваськив
Приемы критического мышления органично вплетаются во все сферы нашей жизни. Читайте о других гранях мышления:
- Окно Овертона или Как манипулируют нашим сознанием
- Джим Рон «Сезоны жизни»: как понять самого себя? Рецензия на книгу
- Теория разбитых окон или Назревшие генеральные уборки
Залишити відповідь