Поведение на уроке или Как дисциплинировать подростков?
Оглавление
Друзья, приветствую! С Вами Ирина Иваськив. Те, кто работает с подростками, знает, насколько тяжело бывает провести занятие для подростков. Многие прекрасные занятия бывают просто сорваны. И причиной тому является неподобающее подростковое поведение на уроке. Как дисциплинировать подростков? Что может улучшить дисциплину на уроке?
Поведение на уроке: полезная шпаргалка
- примерно одинаковый возраст подростков (дисциплина сильно страдает в разновозрастной группе подростков)
- примерно одинаковый уровень воспитания
Если на встрече будут присутствовать и домашние и уличные дети, с дисциплиной могут возникнуть серьёзные проблемы. К таким смешанным встречам нужно быть готовым и преподавателю, и домашним детям. Неопытному преподавателю сначала лучше проводить занятия отдельно для домашних и отдельно для уличных детей, постепенно подготавливая и тех, и других к совместным мероприятиям.
- наличие определённых правил поведения на уроке
- безоговорочное выполнение правил всеми без исключения
Хорошие отношения с преподавателем
Ничто не стабилизирует поведение на уроке лучше, чем хорошие отношения с преподавателем.
- соблюдайте правильные формы общения
Ни на чём не настаивайте, не принуждайте, не унижайте, не повышайте голос, не угрожайте. Напротив, будьте добродушны и радостны, почаще юморите. Например, указывайте на выгоду, которую Вы получите, если подросток выберет нежелательный вариант действия: «Отлично! Вам учебник в руки, а я отдохну, мне врач велел горло и связки поберечь.» Этакий небольшой шантаж разряжает атмосферу.
- определите неформальных лидеров в группе
Попробуйте “вычислить” тех, кто наиболее активно мешает на занятии) и постарайтесь вовлечь их в процесс занятия. Если у Вас это получится, то большая часть группы последует примеру своих лидеров.
- постойте рядом с нарушителем дисциплины
Если кто-то особенно шумит, отвлекает других и мешает преподавателю, последний может стать рядом с нарушителем дисциплины и продолжать занятие оттуда (или просто взять стул и сесть рядом с подростком). Это бодрит ребят и отбивает охоту мешать.
Поведение на уроке зависит и от уровня Вашей подготовки
Угомонить подростков поможет только качественная подготовка самого преподавателя! Если Вы рассеяны и не собраны, если Вы плохо владеете материалом, который пытаетесь преподавать, если Вы путаетесь в датах, фактах, цифрах, терминах, дисциплина на уроке будет безнадёжно испорчена!
- готовьтесь к каждому занятию максимально тщательно
- используйте интересные методы преподавания (часто срабатывает метод «от противного»; вспомните стихи Г. Остера «Вредные советы»)
- применяйте соревновательные элементы на занятии
- не допускайте необоснованных пауз на занятии (если их нет, тогда подростки не успевают отвлекаться)
- уделяйте должное внимание обратной связи в конце урока: блиц-опрос, викторина, подведение итогов с вопросами к подросткам, зачитывание лучших работ и т.п. (если этого нет, тогда зачем внимательно слушать?)
Заключение
Не секрет, что подростки – сложные люди. Но с ними можно и нужно находить общий язык и точки соприкосновения интересов. Поверьте, подростки умеют быть благодарными и вежливыми. Ваши усилия, искренность и неподдельное участие в их жизни окупятся прекрасными встречами, после которых никто не захочет расходиться. Поведение подростков на уроке перестанет быть проблемой. Успехов Вам в работе с подростками!
© Ирина Иваськив
Очень хорошая шпаргалка для преподавателей:). Это как пособие для учителей. Но чаще все таки виноваты подростки и самое большое что может сделать преподаватель- это выгнать из класса.А ведь действительно общий язык найти можно и нужно!