Нравственное воспитание или Что же важнее: кем быть или каким быть?
Оглавление
Подумалось: утру, несмотря на любую непогоду, «на роду написано» быть добрым. С Вами Ирина Иваськив. А в мире людей… Вы заметили, как вырос сегодня уровень агрессивности? Вы заметили, как много сегодня очень образованных, но совершенно безнравственных людей? Вы заметили, что даже элитное образование сегодня не обеспечивает такой высокой порядочности, как раньше? Нравственное воспитание всегда ценилось. А сегодня, когда все нравственные ориентиры размыты, оно стало сильной потребностью. Можно бесконечно обвинять молодёжь в бездуховности, а можно целенаправленно и последовательно делать то, что возможно в наших обстоятельствах. Ведь это гораздо лучше, чем ничего не делать. В этой статье поговорим о важных аспектах нравственного воспитания.
Нравы, нравственность и нравственные ценности
Понятие «нравственность» произошло от слова «нрав» или «нравы». Это слово на латыни звучит как moralis, что означает «мораль». Нравственность подразумевает под собой те нормы, которыми мы руководствуемся в своих каждодневных поступках.
«Нравственные ценности» – это некий идеал человеческой жизнедеятельности. Это – высшие ценности человека, его моральные принципы, его совесть, честность, доброта, культура поведения, уважение к другим и другие добродетели.
Нравственное воспитание: о чём важно помнить?
- Нравственность – не врождённое качество. Человек приобщается к системе нравственных ценностей с детства и в течение всей жизни. Чем раньше начинается этот процесс приобщения, тем прочнее нравственные ценности укореняются в человеке, формируя его моральный облик. Самым лучшим возрастом для воспитания нравственности является период с 6 до 12 лет.
- Система нравственных ценностей образуется вследствие каких-то переживаний, переосмыслений, откровений, навыков, привычек, когда люди начинают осознавать значимость факторов, предметов, явлений.
- Нравственность не формируется сразу, вдруг, в одночасье – это продолжительный процесс побед и разочарований, взлётов и падений, достижений и неудач, воспитания и не воспитания, хороших и плохих примеров, принятия или непринятия ценностей общества. Наличие выбора помогает формированию нравственности.
- Нравственные ценности не относятся к категории вечных неизменных эталонов. Они могут и должны меняться, продвигая человека в личностном самосовершенствовании.
- Нравственность – это не знания, а качество личности. Никого невозможно заставить быть нравственным. Нравственность исходит из внутренней потребности человека следовать тем нормам, которые являются очень ценными для него. Эти нормы не навязываются кем-то извне. Для человека это – не механическое подчинение, не принуждение, не обязанность. Эти нормы являются собственными взглядами, собственными убеждениями, собственными решениями человека. Поэтому нравственность – это то, как мы ведём себя, когда рядом никого нет (то есть отсутствуют любые формы контроля).
- Нравственность не воспитывается под угрозой наказания или тотального контроля. Нравственность – это внутренний контроль человека, который может выражаться в эмоциональном дискомфорте, недовольстве собой, муках совести.
- Главное в становлении личности не «кем быть», а «каким быть».
Этическая беседа как педагогический приём
Нравственное воспитание включает разные эффективные методы и приёмы. Как по мне, то самым естественным, глубоким, влиятельным, результативным является этическая беседа. Расскажу о ней подробнее.
Этическая беседа:
- должна быть не разовым, а последовательным систематическим методом
- (этические беседы лучше всего проводить не чаще 1-2 раз в месяц)
- основана на обсуждении разных актуальных нравственных вопросов
- предполагает равноправное сотрудничество всех участников беседы
- немыслима без диалога и возможности озвучить свою точку зрения
- нацелена на формирование системы нравственных взглядов/убеждений
- должна отличаться тёплой душевной доброжелательной атмосферой
Советы по проведению этической беседы
Этическая беседа очень эффективна, если носит проблемный характер. То есть обсуждаемые вопросы должны быть нестандартными, актуальными, волнующими. Эти вопросы должны соответствовать возрасту и опыту участников. Можно время от времени проводить анкетирования и опросы, чтобы знать, какие именно темы волнуют людей именно сейчас.
Во время беседы важно не предлагать готовые решения, а побуждать участников искать ответы самостоятельно.
Такие беседы могут включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, музыкальное сопровождение и другие элементы занимательности, но всё же предпочтение важно отдавать живому обмену мнениями. Эти беседы нельзя превращать в нравоучительные лекции.
Ведите беседу так, чтобы у каждого участника была возможность высказаться. Притормаживайте разговорчивых, поощряйте стеснительных – ни одна точка зрения не должна быть проигнорирована. Только выслушав всех, можно будет формулировать объективные справедливые нравственные решения.
Примеры лучше приводить положительные, а негативные озвучивать в доброжелательном тоне.
Лучшими примерами будут истории живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Большая воспитательная сила есть и в примерах героев книг и фильмов. Оставить сильное впечатление могут и жизненные примеры исторических деятелей, выдающихся учёных, великих спортсменов, актёров, писателей и т.д.
Провести этическую беседу на злободневную нравственную тему намного сложнее, чем урок. Поэтому нужна качественная подготовка.
Примерная схема проведения этической беседы:
- опишите конкретную проблемную ситуацию
- активно обсудите её со всеми участниками
- акцентируйте значимость обсуждаемой темы
- раскройте тему на примере выдающихся людей
- попросите вспомнить аналогичные ситуации
- проанализируйте, чем все эти ситуации похожи
- вместе сформулируйте нравственные правила
- вернитесь к ситуации, озвученной в начале
- чем она закончится без соблюдения этих правил?
- чем она закончится с соблюдением этих правил?
- предложите с учётом этих правил оценить свои поступки
- вдохновите участников применять эти правила
Не используйте данную схему как клише. Пунктов может быть меньше или больше – главное, чтобы соблюдалась логика этической беседы:
Наводящие вопросы в этической беседе
Иногда некоторую сложность учитель испытывает на этапе формулирования нравственного правила. Повторюсь: не предлагайте готовых решений, просто направьте обсуждение так, чтобы участники беседы определили это правило сами. Для этого задавайте наводящие вопросы. Несколько подсказок:
- Вдохновляйте участников обращать внимание не только на очевидные факты в обсуждаемой теме, но и на факты, как бы скрытые за теми или иными действиями людей.
- Вдохновляйте участников задумываться над тем, что именно заставило человека поступить так, а не иначе, какие мотивы могли толкнуть его на поступок, как взаимосвязан этот мотив с последствиями поступка.
- Вдохновляйте участников анализировать переживания людей, сопоставляя внешние признаки с их внутренним состоянием, наблюдать, понимать, сопереживать.
- Вдохновляйте участников проецировать услышанное на собственные поступки.
Представить тему можно разными способами:
- Вопрос или несколько связанных между собой вопросов
- (пример: Как ты думаешь, что такое вежливость?)
- Занимательный факт, имеющий прямое отношение к теме
- График, диаграмма, схема с интересной статистикой по теме
- История из жизни участников беседы или из жизни учителя
- Анкета, или опрос, или тест, или психологическая игра
- Кроссворд, или ребус, или головоломка, или загадка по теме
- Афоризм, или высказывание, или отрывок из газеты/книги
- Короткий и эмоционально озвученный рассказ по теме
- Художественная картина, фото, видео ролик, песня и т.п.
Зачем нужны совместные усилия?
На нравственное воспитание влияют не только образовательные учреждения, но и семья, и остальное окружение человека. Очень сложно воспитывать нравственность там, где есть расхождения в понимании нравственных вопросов. Поэтому так важно действовать сообща:
Образовательные учреждения
Семья
Общество
Часто учителя сталкиваются с тем, что нравственное воспитание требуется не только детям, но и… их родителям. Поэтому время от времени делайте что-то вместе: концерт или спектакль с участием родителей, семейные путешествия и экскурсии, семейные праздники, спортивные и творческие соревнования с участием родителей и т.п.
Идеи для уроков “Нравственное воспитание”
Беседа о дружбе (младшие школьники):
- Какие герои сказок и мультфильмов тебе нравятся?
- С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему?
- Какие качества привлекают тебя в этих героях?
(Младшие школьники мечтают дружить с сильными личностями, которые имеют сверхъестественные возможности. Например: Человек-паук, Супермен. Дети уверены, что если эти герои станут их друзьями, то обязательно придут на помощь в трудной ситуации)
- А кто тебе в жизни помогает в трудной ситуации?
- А чем могут помочь тебе книжные и телевизионные герои?
(Учитель подводит детей к тому, что помогают в трудных ситуациях не персонажи из мультиков, а близкие люди: мама, папа, друзья, родственники. Придуманные герои помогают только тем, что показывают пример, как можно выйти из трудной ситуации).
Включите в план для этических бесед темы о любви к маме, о любви к Родине, о доброте, о вежливости, о трудолюбии, о послушании, о милосердии, о помощи слабым, больным, пожилым, о чистоте.
Психологические тренинги (младшие школьники):
Тренинг вежливых звонков: Предложите детям позвонить кому-нибудь из присутствующих на беседе одноклассников и начать разговор. Потом обсудите впечатления и опыт.
Тренинг выражения уважения к пожилым людям: Разделите детей на команды. Предложите каждой команде разыграть сценку, в которой бы дети показали, как можно выразить уважение к пожилым. Потом обсудите впечатления и опыт.
Тренинг приглашения гостей к столу и их рассаживания: Разделите детей на команды. Одна команда будет играть гостей, другая – хозяев. Предложите детям разыграть сценку, потом команды пусть поменяются ролями. Не забудьте обсудить впечатления и опыт.
Тренинг «Вавилонская башня»: В этом тренинге очень ярко можно продемонстрировать культуру общения, уважение к другим, помощь друг другу, принятие решений вместе.
Тренинг оказания помощи другим людям (первоклассникам, своим братьям и сёстрам, родителям, учителям, больным, слабым)
Тренинг заботливого отношения к природе
Тренинг бережного отношения к своему и чужому имуществу
Заключение
Нравственная воспитанность не появится сама собой. Нравственное воспитание посеет замечательные семена. Благодаря нравственным качествам люди смогут выбирать жизненный путь, исполнять своё предназначение, решать разные вопросы, строить отношения с другими, находить правильные решения, преодолевать трудности, принимать коррекцию, работать в команде, воспитывать детей – словом, строить свою жизнь, за которую не будет стыдно.
© Ирина Иваськив
Нравственное воспитание требует комплексного и регулярного подхода. Наши статьи обеспечат Вас качественным материалом для таких занятий:
- Нравственное воспитание или Что же важнее: кем быть или каким быть?
- Вы – белая ворона? Добро пожаловать в клуб белых ворон!
- Выдающиеся двоечники, примеры которых утешат отчаявшихся родителей!
Благодарю за очень нужную информацию!!! Прочитала название статьи и сразу ответила на вопрос. Конечно важнее “каким быть”. если ребенок нравственно воспитан,он обязательно станет “кем-то” нужным и для общества и для семьи. Нравственность-это наиважнейшее воспитание. И смысл такого воспитания-это постоянное внимания,общение,взаимосвязь с природой.