метод 6 шляп

Метод 6 шляп: правильное решение, оказывается, в шляпе!

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Доброе утро, друзья! С Вами Ирина Иваськив. Помните, как раньше люди, здороваясь, приподнимали, а то и вовсе снимали, шляпу? Учтиво, с искренним поклоном… Что это я про шляпы вспомнила? Тема у нас сегодня такая: шляпочная. В старину важные письма доставляли гонцы на лошадях. Разбойники тогда лихачили. Поэтому, сообщения (их тогда делами называли – прикольно) спасали от грабителей, подшивая в шляпу. С тех пор и гуляет в языке выражение: «дело в шляпе», означая, что всё хорошо, всё в порядке. А у нас сегодня дело будет не в одной, а в целых шести шляпах. ))) Итак, метод 6 шляп…

Происхождение и суть

метод 6 шляп
Эдвард де Боно

Метод этот изобрёл известный английский психолог и писатель Эдвард де Боно. 54 изданных книги, номинация на Нобелевскую премию – словом, умнейший человек, идущий впереди своего времени.

Разработанный ним Метод 6 шляп сравнительно новый, молодой, но революционный, инновационный, прогрессивный, нашумевший и взлетевший до пика популярности.

Некоторые решения мы принимаем легко и быстро, практически не задумываясь. А некоторые даются нам не просто: и сомнения одолевают, и эмоции захлёстывают, и растерянность загоняет в ступор, и риск пугающие картинки рисует, и такая путаница в голове… Обычно мы чувствуем себя так, когда предстоит выполнить либо очень сложную, либо совершенно новую задачу. Вот тут как раз и уместен так называемый метод 6 шляп.

Метод основан на том, что процесс мышления условно разделяется на 6 разных режимов – шляп, примеряя каждую из которых (и образно можно, и физически), мы принимаем решение взвешенно, продуманно, основательно, осознанно, оценив его со всех возможных ракурсов.

Белая шляпа: Информация

Помните, как на уроках математики нам твердили: чтобы правильно решить задачу, надо внимательно изучить условие задачи. Ничего нельзя пропустить. Всё надо учесть. Поэтому надеваем белую шляпу и не спеша отвечаем на вопросы:

  • Каково условие нашей задачи: цифры, факты, другая информация?
  • Что у нас есть для решения задачи? Достаточно ли этого для решения задачи?
  • Каких данных не хватает, чтобы решить задачу? Где или как их найти?

Красная шляпа: Интуиция

Условие задачи изучили. Что дальше? Подумайте, что Вы делаете, когда понимаете, что есть несколько способов решить задачу, и Вы не знаете точно, который из них верный? Вы полагаетесь на свою интуицию. Надеваем красную шляпу, чтобы расслабиться и прислушаться:

  • Что подсказывает сердце, внутренний голос, предчувствие, интуиция?
  • Что я чувствую по отношению к конкретному способу решения?
  • Какие эмоции вызывает во мне тот или иной способ решения?

Чёрная шляпа: Пессимизм

Условие задачи изучили. К интуиции прислушались. Самое время покритиковать способы решения задачи, озвучивая разные ужасные последствия и недостатки того или другого решения. Вы все предыдущие задачи решали верно? Вы – отличник? Тогда тем более надевайте чёрную шляпу! Потому что люди, привыкшие одерживать победы, немного от этого утомляются и теряют бдительность, пропуская надвигающиеся риски. Ругайте себя! Не стесняйтесь! Можно шёпотом, но основательно! Осторожность в принятии решений ещё никому не вредила!

  • Какие плохие последствия ожидают меня в результате того или иного принятого решения?
  • Какими рисками и угрозами может сопровождаться тот или иной способ решения задачи?
  • Какие подводные камни могут обнаружиться в результате того или иного принятого решения?

Жёлтая шляпа: Оптимизм

Условие задачи изучили. К интуиции прислушались. Риски озвучили. Теперь можно назвать сильные стороны каждого способа решения задачи. Надеваем жёлтую шляпу и, мурлыкая от удовольствия, размышляем:

  • Что хорошего произойдёт в результате того или другого принятого решения?
  • Какие выгоды, преимущества, перспективы я получу в результате?
  • Почему стоит выбрать тот или иной способ решения задачи?

Зелёная шляпа: Творчество

Условие задачи изучили. К интуиции прислушались. Риски озвучили. Выгодами вдохновились. Пришло время включить творческую кнопочку в мозгах, чтобы дать разгуляться необычным креативным вариантам решения задачи. Надеваем зелёную шляпу и творим!

  • Какие нестандартные варианты имеются для решения задачи?
  • Какие альтернативные идеи нужно усовершенствовать, модифицировать?
  • Какие идеи нужно сгенерировать, чтобы решить задачу?

Синяя шляпа: Итоги

Условие задачи изучили. К интуиции прислушались. Риски озвучили. Выгодами вдохновились. Творческие идеи обрисовали. Надеваем синюю шляпу и подводим итоги.

метод 6 шляп

Метод 6 шляп: возможность слышать друг друга

Помните знаменитое «В споре рождается истина»? Или библейское «при множестве совещания»? Так и есть. То или иное решение рождается в дискуссии, полемике, совещании, здравом споре, когда есть возможность выслушать и учесть все точки зрения.

Метод 6 шляп вот так и устроен, чтобы оценить какую-то идею со всех сторон.

Этим методом можно пользоваться одному, примеряя на себя каждую из шляп поочерёдно, как бы ставя себя на место сначала одного, потом другого человека, по принципу ролевых игр.

Но этот метод особенно прекрасен, когда применяется в командной работе! И в этом случае он тренирует членов команды слышать друг друга, принимая во внимание мнения совершенно разных людей.

  • У одних – аналитический склад ума (белая шляпа). Аналитик
  • Другие – чувствительны к внутреннему голосу (красная шляпа). Духовный человек
  • Третьи – перестраховщики и критики (чёрная шляпа). Пессимист
  • Четвёртые излучают жизнелюбие, радость, оптимизм (жёлтая шляпа). Оптимист
  • Пятые не могут жить без творчества (зелёная шляпа). Авангардист
  • А шестые обладают явными лидерскими качествами (синяя шляпа). Руководитель
  • Такие все разные… И всех надо любить… )))

метод 6 шляп

Заключение

Благодарим Эдварда за шикарную модель для принятия решений! Метод 6 шляп идеален для работы с подростками, для мозговых штурмов, для всестороннего анализа какого-нибудь проекта или идеи, для саморазвития, для построения команды, для интеллектуального шоу, для преодоления творческого кризиса и развития гибкости ума. Он нагляден, а поэтому очень понятен и прост в применении. Предстоит решить задачу или принять решение? Эх, пошли примерять шляпы…

© Ирина Иваськив

Хотите зарабатывать написанием текстов? В Школе Копирайтинга Вы можете освоить профессию копирайтера, SEO-копирайтера, контент-менеджера.

кнопка

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

two + 6 =