Как рассказать дошкольникам о том, что Бог всё знает? Конспект занятия для Воскресной школы
Оглавление
Всходит солнце, и Бог знает, о чём я думаю, глядя на солнце. С Вами Ирина Иваськив. Бог всё знает… Иногда людям так сложно это принять. Это не укладывается у них в голове. Им так хочется хотя бы маленького, но своего – личного – пространства, о котором никто не будет знать. И если обычных людей факт о всеведении Бога настораживает и пугает, то верующим людям это приносит облегчение и утешение – Бог всё знает! Но как объяснить эту доктрину маленьким детям? Чтобы они не воспринимали Бога, как контролёра, тайно подсматривающего за всеми их поступками и мыслями… В этой статье – конспект занятия для Воскресной школы, рассчитанного на дошкольников.
1. Учебно-игровая деятельность:
Буква Б в гостях у Воскресной школы
Смотри, сегодня к нам в гости пришла Буква Б (усадите букву на ширме-диванчике, эту часть урока озвучивайте от имени Буквы Б, каждый раз выделяя в словах звук “б”).
Привет! Вот, зашла к тебе в гости. Меня зовут Буква Б. Меня очень легко запомнить: моя изогнутая ножка похожа на хоккейную клюшку, поднятую вверх (пусть Буква Б покажет на картинке сначала клюшку отдельно, а потом хоккеиста с клюшкой, поднятой вверх), а внизу у меня ещё шайба есть (пусть Буква Б покажет на картинке шайбу). Видишь? Я – очень особенная буква, ведь с меня начинаются очень важные слова: Бог и Библия. Давай я научу тебя писать слово Бог. Это очень легко. Смотри: сначала ты рисуешь клюшку, потом рядышком дорисовываешь шайбу. Получится буква Б, то есть я. А если рядом со мной ты дорисуешь ещё одну шайбу и ещё одну клюшку, получится слово Бог (поочерёдно поставьте рядом 4 карточки, чтобы получилось слово Бог, а потом, ещё раз медленно проговаривая все шаги, напишите это слово ещё раз маркером сверху над карточками). Хочешь попробовать?
Самые важные слова на букву Б
Раздайте детям листики и фломастеры и помогите им потренироваться в написании буквы Б и слова Бог.
Есть и другие слова, которые начинаются с меня. Я игру для тебя придумала: давай поиграем! Я буду говорить тебе разные слова. Если слово начинается на звук «Б», тебе надо будет похлопать в ладоши, а если нет, то хлопать не нужно.
Слова для игры: брат, сестра, банан, апельсин, бубен, бабочка, чай, борщ, рука, бусы, бегемот, вишня, ботинки, карандаш, бабушка, блины, сок, булка, берёза, бычок, бутерброд…
Ах, интересно было с тобой играть. Ладно, так и быть, угощу тебя бубликом (сделайте пару минутную паузу, чтобы дети могли съесть бублик).
Переход к библейскому уроку
Ну, что, можно мне на библейском уроке побыть? Я тоже люблю про Бога слушать.
Разверните Букву Б к доске, скажите ей: Конечно, можно! Мы разрешаем тебе на нашем уроке быть, да, ребята? Только веди себя хорошо! Дальнейшее попечение о Букве Б передайте своему помощнику. Или же время от времени подходите к ней сами, озвучивайте реплики от её имени, а потом возвращайтесь на своё место и продолжайте занятие. Не делайте это слишком часто. В конце доктринального урока «отпустите» Букву Б домой и пригласите её заходить к ребятам в гости.
2. Доктринальный урок «Бог всё знает»:
Введение: Скажи, ты можешь считать до десяти? А до ста? А до тысячи? Ну, ладно, до тысячи ты не знаешь, как считать. Но, может, ты знаешь, как управлять космическим кораблём? Нет? Не знаешь? Ну, а, может, ты знаешь китайский язык? Нет? Не знаешь?
Предложение-связка: Эх, мы с тобой многого не знаем. Но есть Тот, Кто знает всё. Это – Бог.
Показать рисунок 1: Бог знает всё и обо всём:
Посмотри, что нарисовано здесь на картинке: какая-то странная шапочка (такие шапки называют шапками-конфедератками или шапками магистров, но для детей лучше использовать более понятные названия: шапочки учёных или шапочки всезнаек). Когда люди заканчивают учиться, они часто надевают на голову специальную шапочку (покажите детям картинку студента с шапкой магистра на голове). Видел такую? Такая шапочка на голове означает, что человек уже закончил учёбу и теперь много знает.
Но ни один человек не знает всё и обо всём. Всё и обо всём знает только Бог. Что бы ни изобретали учёные, какие бы открытия ни делали научные специалисты, Бог всё это уже знает. Бог знает больше, чем самые умные учёные и самые современные компьютеры. Потому что Бог знает всё. Бог знает все науки. Бог знает все языки, на которых разговаривают люди. Бог знает всё и обо всём.
Предложение-связка: Скажи, как ты понимаешь слово «прошлое»? … Да, это всё то, что было когда-то раньше. Бог знает прошлое.
Показать рисунок 2: Бог знает всё, что было раньше:
Бог знает всё, что происходило раньше. Бог знает всё, что было давно, когда ещё не было ни тебя, ни твоих родителей, ни твоих бабушек и дедушек. Бог знает, как развивались растения и животные. Бог знает, почему многие древние животные (например, мамонты) исчезли, и их сегодня нет на земле. Бог знает, как развивалась жизнь людей. Бог знает, как появлялись на земле разные народы. Бог знает, когда, и как, и почему эти народы воевали между собой. Бог знает, когда, и как, и почему на людей обрушивались разные природные явления: землетрясения, штормы, бури, пожары, потопы… Бог знает всё, что происходило раньше: и с природой, и с целыми народами, и отдельно с каждым человеком.
Предложение-связка: Но Бог знает не только всё, что было раньше.
Показать рисунок 3: Бог знает всё, что происходит сейчас:
Бог знает всё, что происходит сейчас. Бог знает, что мы с тобой сейчас в Воскресной школе. Бог знает, где в это время находятся другие люди: кто-то делает покупки в магазине, кто-то – спит, кто-то – гуляет с собакой, кто-то – едет в машине. Бог знает, чем сейчас занимается любой человек на земле. Бог знает, в каком месте на земле в это время идёт дождь, а где сияет солнышко. Бог знает, в какой стране в это время идёт война, а где люди живут спокойно. Бог знает всё, что происходит сейчас.
Предложение-связка: Но и это ещё не всё.
Показать рисунок 4: Бог знает всё, что будет потом:
Ведь Бог знает всё, что будет происходить потом. Это называется «будущее». Бог знает будущее. Он знает всё, что будет завтра, и через несколько дней, и через несколько лет. Бог знает, кто и как проживёт свою жизнь. Бог знает, как через много лет будут выглядеть люди и города.
Предложение-связка: А ещё…
Показать рисунок 5: Бог знает всё о каждом человеке:
Бог знает всё о каждом человеке: о твоей маме, о твоём папе, о твоих бабушках и дедушках, о твоих друзьях и соседях, о людях, которых ты знаешь, и о людях, которых ты не знаешь. Бог знает их прошлое и их будущее.
Предложение-связка: Но самое удивительное то, что Бог знает всё не только обо всех людях.
Показать рисунок 6: Бог знает всё о тебе:
Бог знает всё и о тебе. Бог знает, что происходило с тобой раньше. Бог знает, как встретились твои папа и мама. Бог знает, как мама носила тебя в животике. Бог знает: как ты появился на свет, в каком году это было, в какое время года (зимой или летом…), в каком месяце, в какой день, и даже в какое время суток (утром, днём, вечером или ночью). Бог знает, чем ты болел, когда был совсем маленьким. Бог знает, куда ты ездил и как отмечал свой день рождения. Бог знает всё, что ты любишь кушать и чего не любишь кушать. Всё, чего ты боишься. Всё, во что ты любишь играть.
Бог знает всё, что ты сейчас делаешь, и даже то, о чём ты сейчас думаешь.
Разучивание песни (часть 1):
Чтобы помнить об этом, давай споём простую песню:
Бог знает, что ты думаешь. /3
Бог знает тебя.
Бог знает, что ты кушаешь. /3
Бог знает тебя.
Движения к песне:
- Бог: приложить указательный палец (так, чтобы он показывал вверх) правой руки к виску
- знает: приложить указательный палец левой руки к виску
- что ты думаешь: обхватить голову руками и покачать влево/вправо
- Бог: приложить указательный палец правой руки к виску
- знает: приложить указательный палец левой руки к виску
- тебя: показать на кого-то
Бог знает всё, что было с тобой раньше, всё, что происходит с тобой сейчас, и всё, что будет с тобой в будущем. Бог знает, например, кем ты будешь работать, когда вырастешь. Ты ещё даже не догадываешься об этом, а Бог с самого начала уже знает об этом. Потому что Бог знает всё о тебе.
Предложение-связка: Бог знает и всё хорошее о тебе и всё не очень хорошее о тебе.
Показать рисунок 7: Бог знает каждый твой грех и секрет:
Бог знает каждый твой грех и секрет. Бог знает всё плохое, что ты делаешь каждый день.
Разучивание песни (часть 2):
А вот продолжение нашей песни.
Бог знает, где ты бегаешь. /3
Бог знает тебя.
Бог знает, что ты делаешь. /3
Бог знает тебя.
Движения к песне:
- что ты кушаешь: показать, как мы держим ложку и кушаем
- где ты бегаешь: показать спортсменов на пробежке
- что ты делаешь: показать, как мы что-то делаем руками: на правую ладонь, которая направлена вверх, положить левую ладонь, которая направлена вниз, потом сделать наоборот
Предложение-связка: Бог также знает и всё, в чём ты нуждаешься. Это называется «нужды».
Показать рисунок 8: Бог знает всё, в чём ты нуждаешься:
Бог знает все твои нужды. Может, какому-то ребёнку нужны, например, тёплые ботинки на зиму. Бог знает эту нужду, и Он даёт возможность родителям этого ребёнка заработать деньги на ботинки или же даёт желание какому-нибудь другому человеку подарить ботинки этому ребёнку. Может, другой ребёнок посещает танцевальный кружок, и у него нет танцевальной одежды, чтобы выступать на сцене. Бог знает эту нужду, и Он находит способ, как помочь этому ребёнку. Бог знает всё, в чём ты нуждаешься. И Он обязательно придумает, как восполнить твою нужду.
Предложение-связка: Может, ты думаешь: если Бог знает все мои нужды, то почему тогда Он так долго не отвечает на мои просьбы? Ты можешь не переживать об этом. Потому что…
Показать рисунок 9: Бог знает, что самое лучшее для тебя:
Бог знает, что самое лучшее для тебя. Может, ты давно мечтаешь о роликах или велосипеде. Но Бог знает, что в том дворе, где ты живёшь, на роликах и на велосипеде не покатаешься, потому что там, например, разбита дорога или часто ездят машины. Бог знает, что кататься на роликах или велосипеде в таком дворе опасно. Бог не хочет, чтобы с нами случалось что-то плохое. Он знает, что нам нужно, а что нам не нужно. Он всё делает вовремя. Не огорчайся, если Бог долго не отвечает на твою молитву. Бог знает, что самое лучшее для тебя.
3. Молитва за нужды:
У многих людей сегодня есть какие-то проблемы. Бог знает о каждой проблеме. Бог знает, как решить каждую проблему. Давай сейчас попросим Бога помочь этим людям. Посмотри, что я принесла на занятие. Это – молитвенный поезд. Он поможет нам молиться.
Прикрепите ведущий паровоз на уровне глаз детей. Желательно, выделить для молитвенного поезда такую часть комнаты, где его не нужно будет то снимать, то прикреплять снова, где он будет прикреплён постоянно. Ведь такое наглядное пособие можно использовать многократно. С его помощью вы сможете учить детей молиться за различные группы людей. Заранее приготовьте несколько «вагонов». Время от времени на занятиях вы сможете прикреплять к паровозу по одному/два вагона, объясняя при этом, какие люди садятся на станции в ваш «поезд» и за кого вы все вместе будете молиться. Для этого занятия выберите две из предложенных ниже категорий людей:
- станция «Родительская» – за своих родителей
- станция «Больничная» – за тех, кто болен
- станция «Учительская» – за учителей Воскресной школы
- станция «Вкусново» – за голодных
- станция «Армейская», «Миссионерская» и т.д.
«Вагоны» изготавливайте либо с прорезанными окошками, либо с кармашками, чтобы можно было вставлять картинки/фотографии тех людей, за которых вы будете молиться (вы сможете менять картинки/фотографии по мере необходимости).
4. Игра на повторение:
Вы можете выбрать любую весёлую игру или использовать предложенную ниже.
Игра «Два сундучка»:
Вам понадобятся два сундучка (шкатулки/коробки/мешочка/подарочных пакетика). В один сундучок положите маленькие яркие карточки с именами детей, в другой – контейнеры из-под киндер-сюрпризов, в каждый из которых будет спрятана записка с вопросом и маленький приз (это может быть простая молочная карамелька). Все призы должны быть одинаковыми, иначе некоторое время урока у вас уйдёт на сравнивание призов, бартер и успокаивание малышей, которые будут считать, что у кого-то приз лучше.
Сначала из первого сундучка достаньте карточку с именем ребёнка, прочитайте имя, и пусть ребёнок с названным именем достанет из другого сундучка записку с вопросом и приз. Прочитайте вопрос. После ответа ребёнок может достать из первого сундучка карточку с именем следующего ребёнка.
Вопросов должно быть не меньше, чем детей в группе. Некоторые важные вопросы или вопросы, предполагающие длинные ответы (например, № 1 и 6 в списке ниже) можно повторить дважды. В этом случае в первый раз не поощряйте отвечающего ребёнка давать исчерпывающий ответ, «половину» ответа оставляйте для второго раза.
Вопросы для игры:
1) Сегодня мы говорили о том, что Бог всё знает. А что «всё»? Перечисли, что знает Бог.
2) Назови три слова на букву Б.
3) Как ты думаешь, а почему Бог всё знает?
4) Как ты понимаешь слово «грехи»?
5) Как ты понимаешь слово «нужды»?
6) Спой песню «Бог знает, что ты думаешь», а мы все тебе поможем.
5. Перерыв на чаепитие:
Сделайте перерыв на туалет и мытьё рук, а затем устройте чаепитие. Советую чаепитие сделать «в тему занятия»: в виде игры-забавы, в которой дети в течение всего чаепития будут сидеть за столом в маленьких шапочках учёных всезнаек.
Когда люди заканчивают учиться, они часто надевают на голову специальную шапочку (покажите детям картинку студента с шапкой магистра на голове). Видел такую? Такая шапочка на голове означает, что человек уже закончил учёбу и теперь много знает. Ну, а мы с тобой ещё так мало знаем. Поэтому у нас с тобой будут маленькие шапочки. (Помогите каждому ребёнку надеть шапочку на голову, сами также наденьте такую шапочку). Сидеть за столом и пить чай мы будем в таких маленьких шапочках, чтобы запомнить, что всё знает только Бог.
В конце чаепития скажите детям, что они могут взять шапочку учёного домой в подарок.
6. Творческая деятельность*:
Поделка «Бог всё знает»
Заранее приготовьте заготовки для поделок, распечатав их на яркой тонированной бумаге. Карточка с главной истиной будет служить основой поделки. Слово Бог в главной истине напишите пунктирными линиями и предложите детям обвести контурные линии фломастером. Затем карточку с главной истиной можно будет украсить разными маленькими наклеечками в виде сердечек/ цветочков/ звёздочек/ солнышек/ смайликов. Помогите детям продеть 3 верёвочки (это могут быть также яркие тонкие шнурки/кусочки красивой тесьмы/кусочки толстой пушистой пряжи) в нижние отверстия на карточке и нанизать на них сюжетные картинки (используйте те же картинки, что и в доктринальном уроке, только в уменьшённом размере). Затем прикрепите петельку в верхние отверстия на карточке и закрепите её концы с обратной стороны кусочками скотча.
*творческий вид деятельности советую провести отдельным занятием после перерыва на чаепитие
Такая поделка будет хорошей повторялкой библейского урока, при помощи этой поделки малыши смогут пересказать библейский урок родителям.
Необходимые материалы:
Буква Б:
- вырежьте букву Б из плотного картона
- дыроколом сделайте в ней дырочки для верёвочек
- проденьте в дырочки яркие, достаточно толстые верёвочки-ручки и верёвочки-ножки
- с обратной стороны буквы концы верёвочек прикрепите скотчем
- к другим концам верёвочек клеем/скотчем/стиплером прикрепите ладошки и ступни
- с обратной стороны буквы, внизу посередине приклейте торцом прищепку (острыми концами вверх, чтобы букву можно было прикрепить прищепкой к краю ширмы)
- к ладошкам прикрепите также тонкие не яркого цвета трубочки для коктейля (с их помощью вы сможете двигать ручки у буквы в то время, как буква будет «сидеть» на ширме)
Ширма:
- используйте для её изготовления обычную коробку из-под обуви с крышкой
- для устойчивости насыпьте в коробку немного сухого песка
- по возможности, обклейте коробку не броской обёрточной бумагой
- на переднем крае ширмы прорежьте в крышке щель для прищепки
- эта ширма пригодится и для изучения других букв
- картинки клюшки, шайбы и хоккеиста с клюшкой, поднятой вверх, для Буквы Б
Заготовки для поделки:
- карточки с главной истиной из плотного яркого картона
- маленькие наклеечки в виде сердечек/ цветочков/ звёздочек/ солнышек/ смайликов для украшения карточки с главной истиной
- сюжетные картинки
- 3 верёвочки (или 3 ярких тонких шнурка/ или 3 кусочка красивой тесьмы/ или 3 кусочка толстой пушистой пряжи) и петелька
Другие материалы:
- Листики и фломастеры для написания слова Бог
- Бублики на блюде по количеству детей для Буквы Б
- 7 рисунков для доктринального урока (описание того, как они могут выглядеть, смотрите на стр. 10)
- Текст и ноты песни «Бог знает, что ты думаешь»
- Наглядное пособие «Молитвенный поезд»: ведущий паровоз и первых два вагона
- Картинки/фотографии людей для молитвенного поезда
- 2 сундучка для игры
- Маленькие яркие карточки с именами детей для игры
- Контейнеры из-под киндер-сюрпризов для игры
- Записки с вопросами для игры
- Призы для игры (например, молочная карамель)
- Дырокол
- Скотч
- Ножницы с закруглёнными концами
- Раскраски с буквой Б
- Цветные карандаши
- Точилки
- Маленькие шапочки всезнаек
- Всё для чаепития
Заключение
Друзья, надеюсь, такой конспект облегчит Вашу подготовку к библейскому уроку. Было полезно? Не стесняйтесь сказать “Спасибо” в комментариях. Благословений Вам и Вашим деткам в Воскресной школе!
© Ирина Иваськив
И ещё больше конспектов для подготовки к урокам в Воскресной школе в наших статьях:
- Послушание в библейских примерах, которые вдохновляют детей слушаться. Конспект занятия для дошкольников
- Как появились люди на земле? Конспект занятия для дошкольников
- Запутавшиеся в сети или Что говорит Библия о компьютерной зависимости?
спасибо, очень интересно.
Я рада, что вам понравилось! Спасибо за обратную связь!
Очень важная помощь преподавателчм! Спаси вас, Господи
Спасибо! Так тронуло ваше “Спаси вас, Господи!” )))
Спасибо, очень интересно и познавательно
Спасибо, урок очень интересный и познавательный👍
Приятно слышать! Рада, что вам понравилось!