Иван Степанович Проханов: страницы легендарной биографии
Оглавление
Доброе утро всем! С Вами Ирина Иваськив. После всех погодных выкрутасов в этом году так и хочется вымолвить: лето Господне благоприятное… ))) Друзья, сегодня с благодарностью вспомним замечательного, образованного, отстаивающего истину, прогрессивного, музыкально одарённого, выдающегося христианского труженика, бесконечно влюблённого в своего Господа, оставившего нам потрясающее музыкальное наследие! Иван Степанович Проханов…
Иван Степанович Проханов: страницы юности
Родиной И. С. Проханова (1869-1935) был Владикавказ. В 17 лет юноша обратился к Господу. Вскоре он едет учиться в Петербургский Технологический институт, где начинается его активное евангельское служение.
В те времена это было очень небезопасно. Агентами полиции, ходившими по пятам, выслеживалось любое место богослужений. Назревал арест служителей-евангелистов. Во избежание ареста, Ивана нелегальными путями отправляют через Финляндию за границу. Шёл 1895-й.
Пребывая за границей, Проханов не тратит время понапрасну – он поступает учиться в английский баптистский колледж в Бристоле, затем изучает богословие в Лондоне, в Берлине и Париже. Он много трудится для евангельских общин в России, но душа его зовёт вернуться на родину.
Проханов возвращается в родной Владикавказ, женится, трудится инженером. А несколько позже вместе семейством переезжает в Петербург.
Он издаёт несколько сборников духовных песен и стихов, выпускает несколько христианских газет и журналов, изучает все законодательные аспекты для правовой защиты гонимых евангельских общин, создаёт Союз общин евангельских христиан.
Проханов обладал огромной проницательностью и духовной дальновидностью. Создавая Союз, он постоянно предупреждал со работников о двух крайностях, которые могли разрушать общины изнутри:
- о жёстком порядке, последствия которого заключались в закостенелых религиозных формах, единоначалии, развитии церковной иерархии, поклонении неоспоримым церковным авторитетам
- и о чрезмерной свободе, последствиями которой могли быть беспорядок и анархия.
Иван Степаноевич видел выход в гармоничном балансе порядка и свободы, признавая евангельское «всеобщее священство».
Иван Степанович Проханов: жизнь неутомимого труженика
С 1917-го года обширные регионы страны охвачены страшным голодом. Несколько лет голодного существования превратили Проханова в ходячий скелет, он был очень слаб и передвигался с большим трудом. Во время проповедей он часто падал в голодные обмороки.
1928-й год. Иван Степанович выезжает за границу, а вдогонку его отъезду, в 1929-м году, в России принимается закон, давший начало жестоким преследованиям верующих. Иван Сергеевич получает множество писем о гонениях, арестах, избиениях, бедствиях христиан, и принимает решение не возвращаться на родину, чтобы наладить канал постоянной помощи гонимым верующим. Он занимался этим до самой своей смерти в 1935-м году.
Иван Степанович Проханов: музыкальное наследие
Имя И.С. Проханова, основавшего Евангельский Союз, неразрывно связано с музыкой. Он является автором и первым издателем сборника «Гусли». Этот знаменитый Прохановский сборник был издан в 1895-м году в издательстве… Министерства внутренних дел! Это было непостижимо! Когда был издан приказ о конфискации всех сборников, они… благополучно уже разлетелись по церквам.
Проханов оставил русскоязычным верующим великое наследие в виде переведённых ним духовных песен. Опубликовано 1037 его текстов! Из них 624 текста были написаны ним самим:
- «Взойдём на Голгофу»
- «О, образ совершенный»
- «За евангельскую веру»
- и другие
… а 413 – переведены с разных языков:
- «Слушайте повесть любви в простоте»
- «Люблю, Господь, Твой дом»
- «Не пройди, Иисус, меня Ты»
- «Великий Бог»
- и другие
Его тексты были новыми для тогдашних верующих – в них столько оптимизма, живой надежды и духовного подкрепления! Благодаря труду Проханова появляется новый музыкальный стиль – Евангельская музыка.
Народные песни были полны страданий. Люди, столетиями угнетаемые автократическим рабством, жили в постоянных тревогах и страхах. Христианские песни, считал Проханов, не могли быть такими скорбными. Ведь каждый верующий, обращаясь к Господу, испытывал сильнейшее чувство радости и счастья. Проханов делал всё, что мог, чтобы евангельские песни могли передавать это наивысшее счастье. Поэтому даже в тех песнях Ивана Степановича, где говорилось о страданиях, которые могут сопровождать жизнь верующего человека, всегда были строки ободрения и поддержки.
Заключение
Его песни живут и сегодня. Новое поколение верующих, так же, как и предыдущее, берёт на служение не только Библию, но и сборник песен Проханова. Новые сборники песен, которые издаются сегодня, на 2/3 состоят из песен Ивана Степановича.
© Ирина Иваськив
Залишити відповідь