хоумскулинг

Хоумскулинг в Украине: мифы и реалии домашнего обучения

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Доброе утро всем, кто «за», и всем, кто «против» домашнего образования! С Вами Ирина Иваськив. Карантин внёс свои коррективы в учебные процессы, и тема для статьи вырисовалась сама собой – хоумскулинг. Вернее, написать об этом явлении хотелось ещё пару лет назад, но всё никак не могла подступиться к этой теме – не хватало личного опыта и личных впечатлений. А сегодня хоумскулинг снова на повестке дня. Что ж, давайте исследуем эту форму обучения под микроскопом. Что это за явление? Когда возникло? Как развивалось? Что говорят о домашнем обучении сторонники и противники, иностранные и отечественные педагоги? Какие преимущества и недостатки есть у такого обучения? Какими мифами оно окружено? По каким причинам выбирают обучение на дому? Как понять, подходит такая форма обучения Вашему ребёнку? Как перейти на хоумскулинг? Каковы реалии хоумскулинга в Украине? Каковы его прогнозы на ближайшие 5 лет? Какие интернет ресурсы есть в распоряжении хоумскулеров?

хоумскулинг

Начнём с понятия «хоумскулинг»

Хоумскулинг (homeschooling, домашнее, семейное или дистанционное обучение) – способ образования, при котором ребёнок получает знания в кругу семьи, в домашних условиях, без посещения общеобразовательной школы. Широко распространённый вариант среднего образования в странах Западной Европы и США, который пользуется поддержкой со стороны государства. Правительства этих стран предоставляют семьям финансовую помощь для организации обучения, ссылаясь на приоритет прав человека и поощряя ответственность родителей за образование своего ребёнка. Ситуация в Украине немного отличается от мировой.

История домашнего обучения

Хоумскулинг – исторически первая система образования. Раньше воспитание детей членами семьи было обычной практикой, ведь привлекать профессиональных репетиторов могли позволить себе только состоятельные люди. Уровень образованности определялся знаниями родителей и окружающих, а ещё – книгами, которые были в домашних коллекциях. Отпрысков редко отдавали на обучение мудрецам. Домашнее воспитание продолжало оставаться основной формой получения знаний до 1830-х годов.

В XIX-XX веках негативное влияние на популярность хоумскулинга начали оказывать законы об обязательном посещении общеобразовательных школ. Такие заведения позволяли родителям не только сбросить с себя ответственность за обучение детей, но и… оставить их на кого-то на время работы. Однако уже в 60-70-х годах XIX века реформаторы стали проявлять недовольство уровнем индустриального образования, и домашнее обучение начало возрождаться.

В 60-х годах XX века Русас Джон Рушдони начал выступать за хоумскулинг, как альтернативу публичной системе образования в США, считая, что государство оказывает негативное влияние на воспитание детей. Реформаторы Рэймонд и Дороти Мурс опубликовали исследование на основе 8 тысяч работ их предшественников, которое доказывало нецелесообразность и вред формального обучения детей в возрасте от 8 до 12 лет. В то же время другие учёные (например, Гарольд Беннет и Иван Ильич) писали труды о необходимости обязательного получения знаний в школе.

И пока профессионалы докапывались до сути, хоумскулинг… начал набирать обороты в качестве альтернативного варианта образования. Сегодня в мире домашнее образование не является чем-то необычным – такая форма получения знаний воспринимается обществом как индивидуальный выбор каждого.

домашнее образование

Мифы о домашнем обучении

Новое явление всегда порождает множество догадок и домыслов. Хоумскулинг (как в Украине, так и мире) оплели мифами, которые мало что объясняли, но вводили людей в искреннее заблуждение.

Миф 1: Отсутствие социализации

Одно из самых распространённых обвинений домашнего образования – лишение ребёнка взросления в коллективе. Но так ли это? Хоумскулинг не делает маму или папу единственным центром внимания, ведь в воспитании участвуют различные кружки, образовательные центры, репетиторы. Возможностей общения много – как личных, так и дистанционных. Обучение дома не означает заточения в четырёх стенах – речь идёт лишь о перекладывании ответственности за получение необходимых знаний на плечи родителей.

Миф 2: Ребёнок без присмотра

Школа – удобный вариант для работающих родителей. Ограждённая территория, надзор взрослых, чёткое расписание уроков – всё это позволяет не переживать о безопасности и занятости ребёнка. Но при хоумскулинге ситуация практически такая же! Просто все эти детали должны продумать сами родители. Большую часть времени ребёнок на дистанционном обучении не принадлежит сам себе. Другими словами, он не остаётся без присмотра, потому что плотный график уроков и передвижения по городу между кружками и педагогами занимают больше половины дня.

Миф 3: Низкий уровень образования

Не секрет, что дети, которые учатся по системе хоумскулинга, также пишут контрольные и сдают ВНО. Скептики часто критикуют их результаты. Однако, не стоит забывать, что оценки – преимущественно субъективная градация знаний. Способности и задатки у всех детей разные. Качество полученных навыков зависит от многих факторов (в частности от мотивации, от количества времени, посвящённого дисциплинам, от продолжительности обучения).

Миф 4: Хоумскулинг – это дорого

Да, получение знаний на дому требует соответствующих затрат. Но и посещения общеобразовательной школы сопровождается немалыми инвестициями (обеды, форма, ремонты классных комнат и т.д.). Стоимость домашнего обучения зависит от выбранных дисциплин и возраста ребёнка, но обычно она не превышает альтернативные издержки при получении образования в обычной школе.

Миф 5: Учёба в семье для религиозных

Данному утверждению не существует никаких доказательств. Выбор системы образования не зависит от религиозных убеждений родителей, а связан с желанием дать ребёнку качественные знания. На хоумскулинг переходят не только дети из верующих семей, но и многие другие дети. Процент верующих семей, перешедших на обучение в семье, не такой уж и большой, чтобы говорить о каки-то закономерностях.

Миф 6: Это – для неработающих родителей

Этот миф ни на чём не основан, кроме как на домыслах. Многие родители детей-хоумскулеров работают, проверяя домашние задания, как и у других обычных школьников, вечером, после работы. Контролировать учебный процесс могут не только родители, но и няни, репетиторы и другие родственники.

Миф 7: Это – нелегально и незаконно

Это – ещё одна неправда о хоумскулинге. Ниже я перечислю законы, регламентирующие хоумскулинг в Украине. Так что всё легально и законно.

Как и в любой другой системе образования в разных странах, в хоумскулинге есть свои преимущества и недостатки. Обучение на дому не лишено минусов, но большинство убеждений скептиков не имеют реального основания.

семейное обучение

Законы, регламентирующие хоумскулинг

Согласно современным европейским и мировым тенденциям Законом Украины «Об образовании» предусмотрена разновариантность путей и форм получения среднего образования. Например, есть:

  • институциональная форма (очная дневная, очная вечерняя, заочная) и
  • индивидуальная форма (экстернат, домашнее обучение, педагогический патронаж)

3 формы индивидуального обучения

  • педагогический патронаж: предусматривает сопровождение педагога от школы
  • экстернат: включает в себя консультации и оценки, ориентирован на определённые категории учащихся (детей-вундеркиндов, которые осваивают программу быстрее своих сверстников, детей, живущих на неподконтрольных территориях и желающих получить украинский аттестат о школьном образовании), возможность обучать своего ребёнка экстерном нужно доказывать; аттестация очно в школе по всем основным предметам проводится не реже 1 раза в год
  • семейное образование (хоумскулинг): включает в себя консультации и оценки, на семейное образование (в отличие от экстерната) имеют право все; ребёнок учится по индивидуальному учебному плану, согласованному с преподавателями в вашей местной школе

Статистика инклюзивного обучения

Индивидуальная форма получения образования ещё до 2016 года существовала преимущественно в теории. Воспользоваться ею могли дети с особыми потребностями. В результате о количестве детей, выбравших индивидуальную форму обучения, можно говорить только на основании статистики инклюзивного обучения в Украине. Всего таких детей насчитывалось:

  • в 2014/15 учебном году – 59642 учеников;
  • в 2015/16 учебном году – 62075 учеников;
  • в 2016/17 учебном году – 65603 учеников;
  • в 2017/18 учебном году – 68714 учеников.

хоумскулинг

Как перейти на домашнее обучение

В соответствии с Положением об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях в 2016 году выбрать хоумскулинг должно было бы легче. Но это только в теории. А на практике такое решение принимает управление образования, и для него нужна веская причина (например, проблемы со здоровьем).

В августе 2019 года новая редакция Положения об индивидуальной форме получения общего среднего образования передала возможность выбирать форму обучения ребёнка родителям. С началом нового учебного года 2019/20 выбрать хоумскулинг действительно стало проще:

  • родители пишут заявление о переходе ребёнка на домашнее обучение (вот образец такого заявления)
  • затем приносят это заявление в школу по месту регистрации (директор обязан принять такое заявление)
  • педагоги проводят с родителями и ребёнком консультацию и помогают составить план домашнего обучения
  • собеседование с психологом становится необязательным, но на практике во многих школах такое собеседование осталось (причём, психолог будет разговаривать не только с ребёнком, но и с его родителями)

Если для Вас важно выбрать ответственного педагога, то поговорить с директором школы и преподавателями – недостаточно. Лучше зайти в класс, пообщаться с детьми, посмотреть, как ведут себя дети, насколько им комфортно в классе. И многое становится ясно.

Такое решение власти (передать возможность выбирать форму обучения ребёнка родителям) разделило людей на две категории. Дети и часть родителей поддерживают возможность отказаться от давления программы и субъективного отношения работников учебных заведений. Учителя и другая часть родителей считают, что такой шаг ведёт к деградации будущего поколения.

ребенок делает уроки

Особенности украинского хоумскулинга

Чем хоумскулинг в Украине отличается от мировой практики? Семейное образование в других странах основано на том, что учебную программу определяет семья ученика. В Украине для семейного образования утверждена программа государственного стандарта. Родители не имеют права её оспаривать, потому что МОН требует выполнения госстандарта. Единственная «свобода», которая есть у родителей, – это возможность дополнять и расширять эту программу. И в этом главное отличие. Другие «реалии» хоумскулинга в Украине заключаются в том, что:

  • часто традиционные школы не хотят ничего менять, потому что вся школьная система ориентирована на получение традиционного образования
  • преподаватели не понимают, как именно работать с хоумскулерами: как их контролировать и кто будет виноват, если «домашник» не сдаст экзамен
  • методика сопровождения хоумскулеров не развита (попробуйте сдать контрольные учителю, который не понимает, почему вы ушли из школы)
  • согласно новому положению хоумскулеров должна проверять Служба по делам детей, которая занимается, в основном, неблагополучными семьями
  • многие родители возмущены этим, ведь по логике МОН получается, что все, кто принял решение перейти на домашнее обучение, – неблагополучны

Финансирование системы сопровождения хоумскулеров также не продумано. Как должны оплачиваться занятия и консультации с хоумскулерами? Вот почему сами учителя финансово не заинтересованы заниматься с такими детьми.

Хоумскулинг в Украине в цифрах

Сегодня в Украине 54 тысячи хоумскулеров (детей, которые учатся дома, получая свидетельство об окончании школы гособразца). С каждым годом количество хоумскулеров увеличивается на несколько тысяч.

Вот эти 54 тысячи детей на домашнем обучении – это примерно 1% от общего количества детей, получающих среднее образование. Для сравнения в странах, которые активно поддерживают хоумскулинг (Бельгия, Канада, Северная Америка и др.), количество детей на домашнем обучении составляет от 2 до 3%.

К сожалению, на сегодняшний день мы можем считать детей-домашников только «тысячами». Сколько деток в действительности занимается дома, доподлинно не известно. Министерство образования такую статистику не ведёт.

Из этих 54 тысяч детей свыше 10 тысяч обучаются в столице. В Украине действует 154 альтернативных школы, поддерживающих экстернат. 84 из них находится в Киеве, остальные – в Киевской области, в Днепре, в Харькове и других крупных городах.

В таких школах учащимся предлагают: календарный план, онлайн-учебники, видео уроки, Скайп-консультации с учителями, онлайн тестирования. Ребёнок, сверяясь с планом, учится сам, сидя за компьютером. Но большинство этих школ ещё не могут обеспечить полноценного дистанционного обучения, ограничиваясь лишь аттестующими функциями.

В 2018 году компания GFK провела общенациональный опрос для образовательной платформы «Освітній експеримент», согласно которого:

  • 59% украинцев ничего не знает о возможности обучать детей дома
  • 17% украинцев положительно относятся к домашней форме обучения

хоумскулинг в украине

Как оцениваются знания хоумскулеров

Каждый год у хоумскулеров есть 2 сессии. Сдать экзамены можно в государственном учебном заведении по месту жительства.

Сначала преподаватель проверит конспекты по основным урокам, потом побеседует с учеником, в течение 30-40 минут задавая вопросы по пройденным темам, после этого, если всё хорошо, ученик допускается к письменной контрольной работе, на которую выделяется 2 часа.

Контрольная работа включает задания по всем темам за семестр. Контрольная работа может выглядеть как тест. Иногда ученик выполняет контрольную работу дома и потом приносит её в школу, оставляя в учительской. Но за контрольные, написанные дома, оценки выставляются не высокие – не выше 6 баллов.

Знания ученика должны соответствовать госстандарту. Оценивание знаний проверяется 4 раза в год. Но здесь тоже есть подводные камни. Чтобы ребёнку на домашном обучении показать, что он усвоил материал, ему надо сдать большее количество контрольных работ (в сравнении с теми, кто учится в школе).

В конкретных цифрах это выглядит так: за первые три месяца учебного года хоумскулер пишет 38 контрольных работ по разным предметам, а ученик в школе за это же время пишет всего 15-20 контрольных. Другими словами, МОН как бы подчёркивает всё своё недоверие к домашнему обучению в принципе.

Почему выбирают домашнее обучение

Для отказа от обучения ребёнка в общеобразовательной школе сегодня всё ещё нужны определённые причины. Предпочитают хоумскулинг семьи, где есть:

  • дети, отстающие от программы и требующие индивидуального подхода; дети, имеющие проблемы со здоровьем;
  • одарённые дети, для которых школьная программа слишком примитивна и тормозит их стремительное развитие;
  • немотивированные ученики, интерес которых к обучению пробудить в общеобразовательной школе не получается;
  • дети путешественников и военных, которые в силу профессий их родителей не задерживаются долго на одном месте;
  • ученики-спортсмены, у которых сложные графики тренировок и большая загруженность поездками на соревнования;
  • ученики, ставшие изгоями в классе, которые в той или иной мере подвергаются со стороны одноклассников буллингу;
  • дети, испытывающие разные проблемы в силу «переходного возраста» (такие дети часто на хоумскулинге временно);
  • дети из верующих семей, чьи родители хотят растить своего ребёнка в определённых семейных ценностях и традициях;
  • ученики 10-11 классов, которые хотят сфокусироваться на подготовке к ВНО по тем предметам, которые для них важны

Другие причины перехода на семейное образование кроются в общем недовольстве школой:

  • самой программой, низким уровнем и качеством образования: например, в прошлом учебном году 16% школьников не сдали ВНО по украинскому языку и литературе
  • нездоровой атмосферой в классе, натянутыми отношениями с учителями, грубостью и предвзятостью педагогов

школа

Как хоумскулинг «расшколивает» детей

Как воспитывает наших детей обычная школа? Она убеждает детей в том, что у них не может быть никаких других интересов, кроме учёбы. Школа – в приоритете. Школа – на первом месте. «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Сделаешь уроки, пойдёшь на свой футбол. Решишь задачи, отведу в художку. Выучишь стих, съездим на музыку. Получишь хорошие годовые оценки, поедешь на море. Сдашь экзамены на «отлично», запишу в компьютерную школу.

Мы требуем от детей хороших оценок и аккуратности в тетрадках, но мы так часто не замечаем того, что на самом деле важно для наших детей. И примерно к 6-му классу наши утрачивают интерес к чему-либо. Выдернуть их из такого ступора не просто.

Наши дети боятся многих вещей: ответить неправильно, получить плохую оценку и даже просто искренно поговорить с учителем (как можно быть с ним искренним, ведь он всегда прав?). Наши дети страшно устают от школы, становятся безынициативными и роботоподобными. И часто те, кто перешёл на хоумскулинг, нуждаются в «расшколивании» (переключении мотивационных ориентиров с принуждения на любопытство). Ребёнку надо время привыкнуть к тому, чтобы не бояться самостоятельных работ.

Плюсы домашней формы обучения

Как и любая другая система образования, хоумскулинг также имеет свои преимущества и недостатки. Среди положительных последствий такой формы получения знаний можно выделить:

  • возможность родителей и детей самим корректировать процесс обучения, учитывая личные способности, потребности и желания;
  • родители могут самостоятельно выбирать учебный материал; дети осознают тот факт, что важны именно знания, а не оценки;
  • существует возможность уделить больше внимания и времени тем предметам, в которых ребёнок больше всего заинтересован;
  • обычно дети осваивают программу быстрее, чем в школе, высвобождая время на то, что для них важно, – музыку, спорт и т.п.;
  • родители могут корректировать психоэмоциональное развитие ребёнка с учётом индивидуальных успехов и возможностей;
  • ребёнок меньше болеет, а семья (и взрослые и дети) могут совместно планировать время (например, для семейных поездок);
  • не надо тратить время на поездки в школу, покупку формы и т.п.

Недостатки такой формы обучения:

  • если в обычной школе общение детей происходит преимущественно с ровесниками, то при хоумскулинге наоборот – со старшими;
  • родители без педагогического образования могут ошибиться в выборе учебного материала, что повлияет на конечный результат;
  • не все родители могут организовать эффективный учебный процесс и грамотно распределить время на обучение в течение дня;
  • ребёнок медленно адаптируется к реальному миру, находясь всё время под неустанной опекой и контролем родителей и репетиторов

Что о хоумскулинге говорят психологи

устал от уроков

Известно, что именно школа становится своего рода тренажёром стрессоустойчивости ребёнка. Домашнее обучение в этом плане не даст ребёнку понимания, как выживать, например, в конфликтных ситуациях, а их в жизни будет предостаточно! Вот представьте, что на хоумскулинг перешёл ребёнок с яркими лидерскими качествами. Он проводит время в четырёх стенах с нанятыми репетиторами в Скайпе. Как такому ребёнку проявлять и развивать свой лидерский темперамент, если коллектива постоянно нет?

Поэтому психологи бьют тревогу. Они предупреждают о том, что домашнее обучение подходит не каждому ребёнку. В начале, – уверены они, – всё идёт как по маслу, но потом – в будущем – хоумскулеру будет сложно свыкаться с учёбой в ВУЗе или работой, где всё устроено по принципу «от звонка до звонка». Молодые люди, привыкшие на домашнем обучении трудиться в тишине и одиночестве, трудно вливаются в рабочие коллективы – сама необходимость работать в команде нередко становится для них стрессом.

Для каждой семьи тот или иной пункт в преимуществах или недостатках может иметь разную степень важности. Но в любом случае их обязательно стоит учитывать, если речь заходит о переходе на индивидуальную форму обучения.

Почему дети возвращаются в школу

Не забывайте об этих 2-х причинах, когда принимаете решение о переходе на семейное образование.

Если Вы хотите сориентироваться, подходит ли хоумскулинг Вашему ребёнку, пройдите онлайн-тест.

Как определить готовность родителей

К переходу на хоумскулинг должны быть готовы не только дети, но и родители. Как показывает практика, родители не всегда отдают себе отчёт, насколько это серьёзно. Ведь в семье и для детей, и для взрослых весь уклад жизни меняется кардинально (и не на один день). И если мама или папа не готовы «учиться» вместе со своим ребёнком, то им будет не просто.

Ведь вопрос не в том, чтобы уйти из школы. Вопрос в том, чтобы создать для ребёнка оптимальную форму обучения, выстроить его учебное расписание, расставить приоритеты. Недостаточно просто нанять хороших репетиторов. Нужно будет погрузиться в учебный процесс вместе с ребёнком, хотя бы до тех пор, пока он не адаптируется к новым условиям.

И в дальнейшем семейное обучение строится на активном участии родителей в учебном процессе. Им нужно будет (возможно, методом тыка или ошибок) определить лучшие способы усвоения материала, а от малоэффективных – отказаться. Но главной проблемой является даже не период адаптации или муки создания расписания, а сама ответственность в рамках полной свободы. Но наградой за все неудобства будет эмоциональный комфорт.

хоумскулинг

Полезные ресурсы для онлайн образования

Школьные учебники и знания родителей – не всё, что нужно детям на домашнем обучении. Интернет-пространство не оставило хоумскулеров на произвол судьбы – сегодня в их распоряжении есть большое количество ресурсов для саморазвития и образования в домашних условиях:

  1. GIOS – первая украинская комплексная онлайн-платформа, которая даёт доступ из любой точки мира к качественному контенту по школьной программе в интерактивном формате. «Фишки» проекта: анимационные короткие лекции по теории, интерактивные задания разного уровня сложности, игровая форма подачи информации.
  2. Онлайн-школа Altернатива. Здесь также можно учиться из любой точки мира. В процессе ученики будут просматривать видео уроки по всем предметам (исключение составляют отдельные предметы в 1-4 и 9-11 классах, такие как физкультура, трудовое обучение, художественная культура и др.), читать конспекты, изучать рекомендованные страницы учебников.
  3. Сайт osvita-online.com.ua. Здесь можно подготовиться к ВНО. Действуют курсы по математике, физике, химии, истории, украинском и английском языках, биологии и другим предметам. Ученикам доступны еженедельные видео уроки, консультации, интерактивные конспекты, помощь учителей.
  4. Интернет-платформа Be Smart – полная линейка онлайн-курсов по подготовке к сдаче ВНО в формате массовых открытых онлайн-курсов. На YouTube канале ресурса представлено 14 направлений.

Тенденции и прогнозы домашнего обучения

Изменения в системе образования и акцентирование на индивидуальности каждого ребёнка дают толчок стремительному развитию внешкольной формы получения знаний. Если родители ещё не готовы брать на себя ответственность за обучение своих детей, то поручиться за развитие нового поколения могут частные педагоги и онлайн репетиторы, а также альтернативные ресурсы и учреждения, которых с каждым днём становится всё больше и больше.

Всеукраинский карантин стал причиной создания онлайн школ. Опыт, полученный за месяцы, проведенные дома, может спровоцировать рост популярности отказа от посещения общеобразовательных школ. Наше общество к ответственности за образование своих детей ещё не совсем созрело. Отношение людей к домашнему образованию всегда было и будет неоднозначным. Вряд ли хоумскулинг когда-нибудь окажется в статусе мейнстрима (другими словами, полстраны на домашнее обучение не перейдёт), но то, что эта форма образования для многих семей может стать благословением, это точно.

© Ирина Иваськив

Школьное или семейное образование Вы выбираете, в любом случае просто верьте в своих детей! И пусть они будут самыми счастливыми! И несколько наших статей для восполнения сил служить нашим детям:

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

seventeen − nine =