Григор Нарекаци: поэзия, исполненная жажды чистоты
Оглавление
Дождь с утра… Но утро всё равно доброе! С Вами Ирина Иваськив. Сегодня в рубрике «Истории христианских песен» представляю Вам не одну песню, а целый сборник песен: Книга скорбных песнопений. Думаю, что не одну меня смутит слово «скорбных». Наверно, все современные христиане отреагируют на это слово примерно одинаково: мол, какая скорбь? Зачем уныние? Время плачевных песнопений, которые пели гонимые христиане-баптисты в прошлом веке, уже прошло. Благодать, преуспевание и радость в Господе – вот типа о чём надо петь! Простите, я утрирую… Моё любопытство взяло верх, и я решилась полистать эту книгу. Написал её Григор Нарекаци. Никогда раньше не слышала этого имени. Словом, в этой статье поделюсь своими впечатлениями.
Кто же этот Григор Нарекаци?
Григор Нарекаци (около 651 – 1003) – удивительная Личность в истории! Человек-глыба… Армянский поэт, философ, богослов, представитель раннеармянского Возрождения, один из 36 официально признанных учителей церкви.
Иногда Григора называют Григорием Нарекским или Григорием из Нарека. Именно ему суждено было написать книгу, которая станет потом достоянием миллионов людей.
Спасая священные рукописи
Книга скорбных песнопений будет опубликована перед самой его смертью. А чуть больше, чем через 40 лет, в 1045-м году от Рождества Христова, мирной жизни золотого века Армении придёт конец. Армянское царство захватит Византия, потом придут сельджуки, после них – монголы. Тамерлан.
Победители будут собирать трофеи: скот, дорогие ткани, драгоценности. Единственное, чего они никогда не смогут найти в брошенных армянских домах, это рукописи. Дело в том, что армяне могут оставить любые свои пожитки, но только не книги. Когда у них не будет никакой возможности взять книги и свитки с собой, они будут зарывать их. Так, чтобы не нашли.
Армяне берегли книги, как святыни. Погибая в битвах и скитаниях, они находили способы спасти рукописи. Одной из таких бережно хранимых реликвий в каждой армянской семье была «Книга скорбных песнопений» святого Григора. Его плач знали наизусть как молитву.
Национальное достояние Армении
Пройдут сотни лет. Учёные будут исследовать древние строчки, спорить об их богословских глубинах, восхищаться языком и поэтическими образами. Простые люди будут класть книгу под подушку для избавления от болезней и прочих бед.
Почему? Наверно, потому, что у гениального монаха Нарекской обители получится рассказать о своей душе так, что его поэма станет национальным достоянием.
95 речей святого вардапета
«… во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18). Так начинает свою книгу Екклесиаст или Проповедник (по-армянски «вардапет»). Учёные-иноки призваны наставлять верующих, как царь Соломон. Григор Нарекаци был вардапетом.
Вдохновлённый библейской поэзией, он написал 95 речей. Там нет ни сюжета, ни картины исторических событий, которыми пестрела окружающая действительность. Там есть душа…
Григор Нарекаци: странички биографии
В одной из многочисленных легенд, которые армянский народ сложил о своём любимце, говорится, что Григор Нарекаци родился в простой бедной семье. 7 лет он пас деревенское стадо и за всё это время ни разу не хлестнул скотинку хлыстом, не обругал, не повысил на неё голос. В последний же день, вернувшись с пастбища, Григор воткнул свой прут в землю посреди деревни, и тот превратился в цветущий куст.
На самом же деле, Григор родился в семье князя Хосрова Анзеваци, известного писателя, учёного, богослова, мыслителя, автора многих религиозных произведений. Овдовев, Хосров отдал сыновей Саака, Ованнеса и маленького Григора на воспитание в Нарекский монастырь, настоятелем которого тогда был Анания Нарекаци, брат деда Григора по материнской линии.
Архимандрит по прозвищу “Цыган”
Григор проведёт в Нарекском монастыре практически всю свою жизнь. Он часами будет изучать книги из богатейшей монастырской библиотеки. А ещё он часами будет молиться. Особенно по ночам. Вскоре ему дадут прозвище «неусыпный». А ещё он будет писать стихи, с вдохновением, самозабвенно и восторженно. Он получит сан вардапета (архимандрита или учителя) и начнёт преподавать в школе при монастыре.
Отец Григора стал епископом, но в конце жизни был извержен из сана за свою любовь в греческой литературе. Хосрова отличало византийское красноречие и некий акцент, что было не по нраву католикосу и местным политикам. Поэтому и Григора (как и отца) также стали называть «ромеем» и вероотступником.
А ещё его дразнили… «цыганом». Цыганские христиане в Армении (так же, как и сами армяне) некоторое время не принимали греческих учений и были для армян «единоверцами», но позже согласились с той частью учения греческих отцов, которая говорила о двух природах Иисуса Христа: божественной и человеческой. Епископы и вардапеты отстаивали каждый своё понимание, между ними то и дело возникали серьёзные распри.
Повеление истолковать Песнь Песней
Григор Нарекаци воспринимал всё это как бесполезную и пагубную церковную смуту, увещевая людей быть короткими, миролюбивыми, единодушными.
Григор Нарекаци не отвергал богословские изыскания братьев, но был сторонником того, чтобы споры о непостижимом ученики Христа могли нести людям мирно. «Я есть путь и истина и жизнь» – сказал Господь, и этот путь есть любовь. Беда же многих, – писал Григор Нарекаци, – заключается в полном непонимании христианской любви.
На упрёки духовников знать отвечала: – Позвольте, но ведь Песнь Песней превозносит чувственные удовольствия! Не так ли?
Григор Нарекаци получает от Бога повеление истолковать Песнь Песней, раскрыв её глубокий и тайный смысл.
«Ибо этот библейских текст повествует о Невесте и Женихе, а также о женской груди, желанных глазах и подобных сладостных вещах, возбуждающих в сердце вожделение. Но люди слышат всё это незрелым умом своим и понимают каждый по-своему». Григор Нарекаци
Григор Нарекаци не посмел воспротивиться Божьему повелению. Он почувствовал, что перед ним поставлена богоугодная задача. Он выполнил это повеление, истолковав Песнь Песней.
Поэзия, исполненная жажды чистоты
Григор Нарекаци напишет множество поэтических произведений, которые станут очень известными. Но лучшим его творением станет толкование Песни Песней. Учёные мира придут к выводу, что Книга скорбных песнопений – одно из самых глубоких, искренних и библейски точных толкований Песни Песней.
Поэзия Нарекаци не просто «библеична», она живая, искренняя, очень личная и касающаяся сердца. Книга скорбных песнопений – это размышления о жизни, о несовершенстве и греховности человека, о скорби в жизни христиан, о её роли в Божьем замысле спасения людей, внутреннее озарение посредством молитвы и богопочитания, духовное восхождение, трогательная доверительная беседа с Богом, которую ведёт исполненная покаяния и жажды чистоты душа.
Скорбные песнопения Нарекаци переведут на многие языки мира. Сначала она будет распространяться в рукописных свитках (самый ранний из них датируется XII веком). А в 1673-м году книгу напечатают в Марселе.
В начале XIX века отрывок книги попробуют перевести на русский язык. А позже, в 1969-м году, будут опубликованы несколько глав «Книги скорбных песнопений» в переводе на русский язык Наума Гребнёва.
Музыкальное творчество Григора Нарекаци
Рукописные свитки поэтических произведений Григора Нарекаци имели на полях определённые указания и обозначения для голоса, что свидетельствует о том, что его произведения не только читались, но и пелись.
Благодаря своей живой поэзии, легко ложившейся на музыку, Григор Нарекаци станет основоположником нескольких музыкально-поэтических жанров (гандза, тага, мегеди, ордорака).
Музыкальное творчество Григора Нарекаци будет отличаться свободным мелодическим мышлением, преодолением требований армянских канонов, мелизматикой, новаторской в те времена импровизацией инструментальной музыки, древних эпических песнопений и национального фольклора.
Далеко не вся поэзия Григора имела «скорбность». Напротив. С именем Григора Нарекаци связано создание нового певческого сборника, куда вошли праздничные песнопения речитативного (гандз, ордорак), лирического и торжественного (таг, мегеди) характера. Из 36 таких праздничных произведений, созданных Григором Нарекаци, большинство имеет именной акростих; тексты с невмами.
Передаваясь из поколения в поколение, сохранилось 6 мелодий Григора Нарекаци, которые были записаны нотами во 2-й половине XIX века:
- «Очи – море» (воспевание человеческой красоты Богородицы),
- «Шла телега с горы Масис» (с очень яркими образами природы)
- «Птица» и «Птице, птице» (мелизматика тагов напоминает элементы звукоподражания пению птиц)
- «Глас грозный» (все на Воскресение Христово)
- «Драгоценная роза» (на Преображение Господне)
Концерт Альфреда Шнитке для хора
В 1985-м году композитор Альфред Шнитке напишет «Концерт для смешанного хора в 4-х частях» на стихи Григора Нарекаци в переводе Наума Гребнёва.
Через год Камерный хор Министерства культуры СССР под управлением Валерия Полянского исполнит это произведение в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
19 ноября 1999-го года, в 65-ю годовщину композитора, в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского Концерт исполнит Хор студентов Московской консерватории под управлением дирижёра Бориса Тевлина. В 70-ю годовщину со дня рождения композитора этот Концерт прозвучит снова. А в августе 2002-го года Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина исполнит Концерт Альфреда Шнитке в Миннеаполисе США на VI Всемирном форуме хоровой музыки.
«Этот концерт с полным правом можно отнести к лучшим образцам современной музыкальной христианской культуры». Борис Тевлин
Заключение
Трудно представить, как внешне выглядел Григор Нарекаци в жизни. Сохранилось лишь несколько иконографий с его изображением. Учёные говорят, что они имеют портретное сходство: большие чёрные глубоко посаженные глаза, дугообразные чёрные брови, удлинённый орлиный нос, усы и небольшая бородка, удивительно точные национальные черты. Почти везде – с крестом в правой руке и книгой в левой руке – с тем, что ему всегда было по-настоящему дорого. Армянская Апостольская Церковь причислила Григора Нарекаци к лику святых. А Папа Римский Франциск в 2015-м году присвоил Григору Нарекаци звание «Учителя Церкви». Его именем названа армянская католическая епархия в Буэнос-Айресе. Вот такой интересный человек жил в эпоху средневековья. Очень рада, что познакомилась с его творчеством. Читаю его стихи и не покидает меня странное ощущение, будто написаны они… вчера…
© Ирина Иваськив
Не так-то и много в нашей истории таких личностей-глыб, как Григор Нарекаци. Но… они есть! Некоторые имена нам известны, некоторые – нет. Читайте о великих людях, которые шли впереди своего времени, в наших статьях:
- Николай Шалатовский: христианские стихи, обжигающие сердце
- Николай Леонтович: лети, мой Щедрик! или Ещё одно преступление КГБ
- Эхо любви Анны Герман или «Я буду петь для Бога!»
Действительно : личность-глыба. как точно сказано. есть такие личности и в нашем мире. Но не всегда они открыты,или мы их просто не видим ,может не замечаем:(. Спасибо за историю, хорошая статья!!