Джузеппе Москати: каждому нужна хотя бы капелька исцеляющей любви
Оглавление
Исцеляющая любовь рассвета… С Вами Ирина Иваськив. Снова пересмотрела фильм о Джузеппе Москати. И снова он провёл смычком по всем струнам моей души, оставив глубокое послевкусие. Почему? Что в этом фильме есть такого, что не отпускает до самых последних кадров? Как этому фильму удаётся облагораживать нашу душу, делая нас хоть чуточку чище, порядочнее, сострадательнее?
Название фильма: | Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь |
Год премьеры: | 2007 |
Страна: | Италия |
Жанр: | биография, основанные на реальных событиях, фильмы про врачей |
Продолжительность: | 200 минут |
Режиссёр: | Джакомо Кампиотти |
В ролях: | Беппе Фиорелло, Касия Смутняк, Этторе Басси, Домициано Арканджели, Carmine Battaglia, Кармине Боррино, Паола Казелла, Джорджо Коланджели, Марко Гамбино, Эмануэла Гримальда и другие |
Рейтинг и награды: | Лучшие биографические фильмы 2007 года (1 место)
Лучшие зарубежные фильмы 2007 года (1 место) |
Несколько фактов из жизни Джузеппе Москати
Фильм «Джузеппе Москати: исцеляющая любовь» итальянского режиссера Джакомо Кампиотти – биографический очерк о жизни и деятельности неаполитанского врача. Исповедуя гуманизм, доктор Джузеппе Москати – главный герой фильма – отдал всю свою жизнь лечению бедных людей и был канонизирован Католической Церковью.
Не помехой явилась столетняя разница между историей 1903 года и современной съёмкой – экранизация событий выглядит очень естественной, а смысл картины актуален и для настоящего времени.
В основу сюжета легла биография неаполитанского врача и профессора, святого Джузеппе Москати, а также людей, живших и работавших в одно время с ним.
Некоторые эпизоды биографии Джузеппе Москати: |
итальянский врач, научный сотрудник, профессор университета |
родился 25 июля 1880 в состоятельной семье юристов, шестой из 9 детей |
1903: окончил Неапольский университет, получив степень доктора медицины |
1906: во время извержения Везувия руководит эвакуацией больницы в Торре-дель-Греко |
1908: ассистент кафедры физиологической химии Неаполитанского мединститута |
1911: участвует в ликвидации эпидемии холеры, разразившейся в Неаполе |
1911: принят в Итальянскую Королевскую медико-хирургическую академию |
начинается Первая мировая война, Москати просится на фронт, ему отказывают |
в период войны его больница принимает до 3 000 раненых солдат одновременно |
1919: главврач отделения для неизлечимо больных в Неаполитанской больнице |
1922: получает долгожданное право преподавать в общей лечебной клинике |
1923: направлен правительством на международный физиологический конгресс |
Изучает причины возникновения диабета, его труды помогут открыть инсулин |
Главный редактор популярного медицинского журнала «Реформа медика» |
Умер 12 апреля 1927 в возрасте 46 лет от неизвестной скоропостижной болезни |
1975: причислен к лику блаженных, 1987: канонизирован римским папой Иоанном Павлом II |
Вы знаете, что многие Вас недолюбливают?
Италия. Самое начало рассвета ХХ века. Получив образование на факультете медицины неаполитанского университета, молодой специалист проходит конкурс на замещение вакантной должности врача в больнице. Его соперником выступает друг и однокурсник – Джорджио, отец которого является главным врачом больницы. Желая ввести товарища в светскую жизнь, накануне экзамена он приглашает Джузеппе на бал, который, по сути, является конкурсом на руку и сердце первой красавицы Неаполя. Уже на этом приёме Москати испытывает сословные различия, которые ему демонстративно преподносят – в частности, выражая сомнение в том, что из потомка судьи может получиться хороший врач.
«Вы знаете, что многие члены комиссии сильно вас недолюбливают?» – спросил его один из профессоров в начале карьеры. «Насколько я знаю, Вас тоже, профессор» – смело и с юмором ответил Москати. И с тех пор его наставник всегда был рядом с ним в рабочих буднях, одобрительно поддерживая молодого коллегу. Даже умирая, он захотел видеть возле себя только Москати.
Спасая не только жизни, но и души людей
Страсть к медицине, движущая Москати изнутри, была непонятна людям иных кругов, за что он испытывал нескрываемое презрение начальства, коллег, близких. Но она же помогла ему – увлечённому человеку – совершать дело всей своей жизни до конца. Она помогала ему преодолевать условности и бюрократизм, доказывая своими поступками простую вечную Истину, которая есть Любовь.
Он проповедовал это и своим ученикам: «Вы должны воспринимать боль не просто как сокращение мышц, а как мольбу брата о помощи, и помогать со всей любовью, на какую способны. Вы увидите, что часто можно облегчить боль одним только жестом, нужными словами, искренним объятием, а не сухим медицинским рецептом…». Ломая устоявшиеся стереотипы, он неизменно следовал своему кредо.
Естественность Москати, отсутствие схематичности, надуманности в его словах и действиях отражаются в каждом эпизоде. Совершенно естественным он предстаёт зрителю, когда вместе с другом сбегает с лекции под закадровые звуки в характере тарантеллы. Ему не чужды человечески чувства – он искренне влюбляется в Эллину, которая позже отдаёт свою руку его другу лишь потому, что Джузеппе в решающие для принятия решения моменты был на работе, спасая души и жизни людей…
Лейтмотив величественного моря
Ряд кадров фильма проходят лейтмотивом через всю картину – например, море. Именно туда он сбегает с другом с лекции, чтобы искупаться. Именно про море Джузеппе говорит с мальчиком из бедного квартала, который в своей многочисленной семье является единственным кормильцем и промышляет воровством. Мальчик мечтает научиться плавать, о чём и рассказывает своему старшему другу Джузеппе. Его мечта «сбывается» на пороге смерти. Джузеппе переживает трагический момент – уход юного друга прямо на своих руках… Смерть Аньело многое даёт ему понять: если бы врач лечил только болезни, он был бы обречён на поражение, думая о том, что наука не способна помочь, он ощущал бы бессилие.
Просто увидеть Свет в каждом человеке
Каждый человек для Москати – ценность. Он полностью погружён в каждый момент происходящего и в чувства человека «здесь и сейчас». Он остро чувствует ситуацию, будто видит насквозь нужды людей и их желания. Это – его естественное состояние. Он не может по-другому. Он живёт потребностями ближнего – будь это «утопающий» друг, подстроивший ситуацию, или сумасшедший, который не выходит из здания больницы при землетрясении, или некогда любимая им женщина, которая в браке не может иметь ребёнка и усыновляет мальчика из приюта.
Сестра милосердия, увидев сущность Джузеппе, предупреждает его о том, что «такой» труд навлечёт на него критику, зависть и не даст признания. Но доктор выражает твёрдость своих намерений. Он убеждён, что «в каждом страждущем – Иисус». Это помогает ему видеть Божественную сущность и Свет в каждом человеке. Даже в профессиональных вопросах он смотрит, прежде всего, на Человека.
Понять, простить и продолжать любить
Москати сам идёт в трущобы, чтобы спасать людей от чумы, он принимает больных у себя дома и предоставляет им свой кров. Для исцеления страждущих он жертвует последним, что у него есть. В его доме находит приют и возлюбленная Джорджио, брошенная им, родившая и оставившая своего ребёнка у дверей церкви и затем поверженная смертельной болезнью.
Москати за внешним обликом человека всегда видит образ Бога, руку Творца. Эта божественная любовь делает его необыкновенным специалистом. Зависть и предательство со стороны ближних не меняют его – он понимает их внутренние мотивы, прощает и продолжает нести свой крест. Своим отношением он возвращает к Богу сердце за сердцем. Наверное, именно эта жертвенность и не стяжательство, которые мы встречаем у Москати, и стало основанием приобщить его к лику святых…
Чего же ты добился, Джузеппе Москати?
В конце фильма Джузеппе Москати, отвечая на этот вопрос, говорит удивительную фразу: «… ничего, но в этом «ничего» я обрёл Всё». Но что это – «Всё»? Что можно обрести, отдавая? Незаметно вкладывая деньги в выписанные рецепты для нищих… Принимать по несколько сотен больных каждый день… Москати, куда исчезла коллекция твоих картин? «Улыбка моих пациентов дороже любой картины». Верить, жертвовать всем, что у тебя есть, падать с ног от усталости, но продолжать самозабвенно и прилежно трудиться, оставаясь «глухим» к похвале и порицаниям… Выбрать такой путь и следовать ему до последнего вздоха – это и есть блаженство человека, который нашёл и исполнил своё призвание.
Любовь во всех гранях своего проявления
Драматической развязкой фильма становится смерть главного героя. Режиссёрское решение гениально – без Москати смотреть фильм дальше не имеет смысла. Совершив множество богоугодных дел для огромного количества людей, он внезапно уходит сам, в полном одиночестве, едва успев открыть своему другу свою последнюю тайну о его родном сыне…
Основные сюжетные линии в фильме:
- становление Джузеппе как врача
- его отношения с лучшим другом
- его беззаветная любовь к Елене
Каждая сюжетная линия полна жизненных зигзагов. Каждая из них погружает и удерживает, не отпуская ни на миг. Героям сопереживаешь по-настоящему. Ярким контрастом в фильме вплетаются другие линии: социального неравенства и профессиональной самоотверженности. И невольно задумываешься над названием фильма – Исцеляющая любовь…
Любовь помогает Москати диагностировать, лечить и облегчать страдания больных. Он выводит их на свет – в прямом и в переносном смысле слова…
Это любовь мужчины и женщины, любовь к людям, любовь к ближнему. Любовь к своему делу, любовь в основе каждого поступка, действия, шага. Различные грани любви. Любовь как основа всего сущего. Любовь, которая дарит счастье…
Так что же такое христианство?
По сути, этот фильм – воплощение метафизики христианства, которую удаётся показать через призму обычной мирской профессии. Это фильм-проповедь, который заставляет остановиться, оглянуться и многое пересмотреть в своей жизни.
Погружаясь в фильм, ты вдруг начинаешь понимать всю глубину слов «Бог есть Любовь». Ведь проживать каждый день своей жизни так, как Джузеппе, можно только из большой любви. Ежедневные рутинные обязанности каждого врача часто делают из них циников: сопереживать каждому больному не просто. Но наблюдая за жизнью Джузеппе, в какой-то момент ловишь себя на мысли: так вот что значит – «врач от Бога»!
Современное благополучное успешное процветающее сытое «христианство» с дорогими пасторскими тачками не вяжется как-то с убеждениями неаполитанского доктора-христианина. Аж щемит внутри от осознания того, насколько иным представляет нам христианскую жизнь эта картина.
Заключение
Фильм настолько богат красками и эмоциями, настолько атмосферен и реалистичен, что его можно смотреть в любом возрасте и в любом состоянии. Блестящая режиссура Джакомо Кампиотти, естественная игра актёров и правдоподобность образа, создаваемого Джузеппе Фьорелло, сформируют внутри острую потребность пересматривать фильм ещё и ещё раз. Фильм потрясёт до самых тайных проблесков в душе, о которых мы никому не говорим, оголит нерв внутренней совести, заставит вдохнуть глоток нового – чистого – воздуха. После его просмотра мы уже никогда не останемся прежними!
© Ирина Иваськив
Фильмов, подобных “Джузеппе Москати” не так уж и много, но они есть. Если и проводить время у телевизора, то – за просмотром тех фильмов, которые сделают нас духовно богаче:
- Мел Гибсон «По соображениям совести». Рецензия на фильм
- Лучшие фильмы о Холокосте, которые должен увидеть каждый
- Чужа молитва: матерям присвячується. Рецензія на фільм
Прекрасный фильм. Он меня тоже очень впечатлил. Хорошо смотреть на примеры жизни людей, которые видят жизнь больше, чем просто дом-работа-дом.
Стопроцентно!